Программа-воспитания-2023-2024-учебный-год (1)

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………… 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся ………………………………4
1.2. Направления воспитания ………………………………………………...5
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания ………………………….5
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации………………………….….8
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности …………..9
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение …………………………………………………..19
3.2. Нормативно-методическое обеспечение………………………………..19
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися
с особыми образовательными потребностями……………………………..19
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся……………………………….20
3.5. Анализ воспитательного процесса……………………………………...21
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ………………23

2

Пояснительная записка
Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021
№ 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех
уровней общего образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается Управляющим советом родителей
(законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — календарный план воспитательной работы.

3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники
общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители),
представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в
соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации,
локальными
актами
общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание
воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в
Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной
задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал - высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации
в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими
знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское
общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим
нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим
нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов
освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ
включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей
самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
4

деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно - деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и
взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с
ФГОС:
 гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику
власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической
культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему
народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного
и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и
состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
 ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других
людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом
личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме
целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов выпускника на уровнях
5

начального общего, среднего общего, полного общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
6

физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы,
о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта
в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

7

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на
базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и школы, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно -пространственную среду, деятельности и
социокультурный контекст. Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые
разделяются всеми участниками образовательных отношений.
МБОУ Сорская СОШ №1 (далее – школа, образовательная организация) имеет
сформировавшиеся принципы и традиции воспитательной работы. Контингент школы составляют
преимущественно дети из города Сорска и близлежащих населенных пунктов. Обучение ведется с
1-4 классы: начальное общее образование. В школе проведён высокоскоростной Интернет, что
позволяет организовывать мероприятия и в онлайн формате.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
✓ неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
✓ ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
школьников и педагогов;
✓ системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условий его
эффективности.
Воспитательная работа в школе основывается на традиционных ежегодно проводимых
длительных образовательных проектах. Каждый из проектов направлен на разностороннее
развитие личности ученика с учетом его интересов и способностей, на активное взаимодействие
учитель-ученик-родитель, необходимое для полноценной работы.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
✓ стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела (ДОП), через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;

проведение на уровне школы и города при взаимодействии с социальными
партнерами (МОУ ДО ДДТ, МБУ «ССШ», МБУ ДО ДМШ г.Сорска, ДК «Металлург», Единая
сеть библиотек, МБУК «Сорский краеведческий музей им. В.В. Андрияшева») совместных акции,
праздников, соревнований, выставок т.п.;
✓ в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и
его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
✓ в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами и
максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников;
✓ ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий
по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции.
В школе функционирует спортивный клуб и школьный театр, что во многом определяет
направления проводимых мероприятий и характер взаимодействия участников образовательного
процесса.
8

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
 «Основные школьные дела»
 «Классное руководство»
 «Внеурочная деятель
ность»
 «Урочная деятельность»
 «Внешкольные мероприятия»
 «Организация предметно-пространственной среды»
 «Взаимодействие с родителями»
 «Профилактика безопасности»
 «Социальное партнерство»
 «Детские общественные объединения»
 «Школьный спортивный клуб»
 «Школьный театр»
1. Модуль «Основные школьные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими
работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого
числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. Основу ключевых общешкольных дел в
образовательной организации составляют Длительные образовательные проекты, охватывающие
все сферы воспитательной работы, при этом в школе также проводятся традиционные
общешкольные праздники, соревнования и т.п. Для этого в МБОУ Сорская СОШ № 1
используются следующие формы работы:
Вне образовательной организации:

ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума;

регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских,
педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других
школ, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные
поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны;

участие
во
всероссийских
акциях,
посвященных
значимым
отечественным
и международным событиям.
На уровне МБОУ Сорской СОШ № 1:

длительные образовательные проекты («Хоровод времен года» 1-2 классы, «Народов
дружная семья» 3-4 классы, «Читаем вместе» 1-4 классы, «Парад наук» 1-4 классы).

общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и
педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы
(День знаний, День Здоровья, Концерт Ко Дню Матери, 8 марту, Новогодняя сказка, Смотр строя и
песни);
9


торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных
статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся (Посвящение в
первоклассники, Торжественная линейка посвященная окончанию начальной школы);

церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный
вклад
в
развитие
школы.
Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных
межличностных
отношений
между
педагогическими
работниками
и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:

участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел.
На уровне обучающихся:

вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов,
ответственных
за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;

индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых
дел,
за
его
отношениями
со
сверстниками,
старшими
и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник организует работу
с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с
учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой
помощи
обучающимся
в
их
подготовке,
проведении
и анализе;

организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных
дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в
них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с
обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе.

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения
к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе,
предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой
проблеме, создания благоприятной среды для общения.

сплочение
коллектива
класса
через:
игры
и
тренинги
на
сплочение
и командообразование; спортивные праздники организуемые классными руководителями и
родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя
подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
10

розыгрыши дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.

выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить
нормы
и
правила
общения,
которым
они
должны
следовать
в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:

изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за
поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогическим
работником
беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с
результатами
бесед
классного
руководителя
с
родителями
обучающихся,
учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным психологом;

поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками).

индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных
портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи;

коррекция
поведения
обучающегося
через
частные
беседы
с
ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса, через
включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

регулярное
информирование
родителей
о
школьных
успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;

помощь
родителям
обучающихся
или
их
законным
представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
обучающихся;

привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
3.
Модуль «Внеурочная деятельность »
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного
образования осуществляется преимущественно через:

вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;

формирование детских объединений и детско-взрослых общностей, которые могли бы
объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
11


создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;

поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией
и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности осуществляется
через следующие направления деятельности:
Направления
внеурочной Реализуемые программы
Обоснование
деятельности
Разговоры о важном
Разговоры о важном
Направленна на развитие
ценностного отношения к
своей Родине, населяющим ее
людям,
ее
уникальной
истории, богатой природе и
великой культуре.
Спортивно-оздоровительная
Пионербол
Направлена на физическое
деятельность
развитие
школьника,
Шахматы
углубление
знаний
об
Спортивное ориентирование
организации
жизни
и
Школьный спортивный клуб
деятельности
с
учетом
соблюдения правил здорового
безопасного образа жизни.
Проектно-исследовательская
Занимательная лаборатория
Организуется
как
деятельность
углубленное
изучение
Чудеса в науке и технике
учебных
предметов
в
Робототехника
процессе
современной
Конструирование
деятельности
по
выполнению
3D конструирование
проектов
Шаги в будущее
Коммуникативная
Юные инспекторы движения Направлена
на
деятельность
совершенствование
Дружина юных пожарных
функциональной
Орлята России
коммуникативной
грамотности,
культуры
диалогического общения и
словестного творчества
Художественно-эстетическая Моя художественная практика Организуется как система
творческая деятельность
творческих
Театральная
студия разнообразных
мастерских
по
развитию
«Зазеркалье»
художественного
творчества,
Мой край – Хакасия: язык и
способности к импровизации,
традиция
драматизации,
выразительному чтению, а
также становлению умений
участвовать
в
театрализованной
деятельности.
Информационная культура
Правильный интернет
Предполагает учебные курсы,
которые
формируют
представления
младших
школьников о разнообразных
современных
информационных средствах и
12

навыки выполнения разных
видов работ на компьютере.
Интеллектуальные марафоны Функциональная грамотность Система интеллектуальных
Секреты успешной учебы: соревновательных
мероприятий,
которые
русский язык
Секреты успешной учебы: призваны развивать общую
культуру
и
эрудицию
математика
обучающегося,
его
Веселый английский
познавательные интересы и
способности
к
самообразованию.
«Учение с увлечением!»
Умка
Включает систему занятий в
зоне ближайшего развития,
Математические казусы
когда
учитель
Укрощаем орфограмму
непосредственно
помогает
Открываем английский язык
обучающемуся
преодолеть
трудности, возникшие при
изучении разных предметов.
В рамках внеурочной деятельности на базе школы действует школьный спортивный клуб и
школьный театр, направленные на развитие творческих и спортивных потенциалов обучающихся.
4. Модуль «Урочная деятельность»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:

установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб
педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через:

демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения;

проявление человеколюбия и добросердечности;

подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
обучающимися;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
5. Модуль «Внешкольные мероприятия»
13

Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
 внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые
педагогами, по изучаемым учебным предметам, курсам, модулям;
 организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного дня: в музей, на
предприятие, природу и др.
 литературные, исторические, экологические походы, экспедиции, организуемые
педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности поэтов
и писателей, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта;
 внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнерами школы, с привлечением обучающихся к их планированию, организации, проведению,
анализу проведенного мероприятия.
6. Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Окружающая
обучающегося
предметно-эстетическая
среда
школы,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию обучающимся школы. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется
через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов,
лестничных пролетов) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим
средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;

размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
обучающихся,
позволяющих
им
реализовать
свой
творческий
потенциал,
а также знакомящих их с работами друг друга;

озеленение пришкольной территории, разбивка клумб;

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с
обучающимся и своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими
обучающимися;

событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий
(праздников, церемоний, торжественных линеек, выставок);
 создание фото зон к традиционным школьным праздникам, оформление фасада школы в
соответствии с различными событиями, со временем года, проекты «Новогоднее окно», «Окно
Победы»;

регулярная
организация
и
проведение
конкурсов
творческих
проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории;

акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях,
правилах.
7. Модуль «Взаимодействие с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для
14

более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций
семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:

Управляющий совет школы, Совет отцов участвующие в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся;

родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в
школе;

общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;

родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогических работников.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых
проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
обучающегося;

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогических работников и родителей.
8. Модуль «Профилактика и безопасность»
Целью профилактической работы школы является создание условий для
совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов
безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного
учреждения.
Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между обучающимися,
обучающимися и педагогами – направление деятельности в школе, целью которого является
создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов,
способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на
повышение устойчивости участников образовательных отношений в школе к неблагоприятным
факторам.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:
 целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в школе
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия
успешной воспитательной деятельности;
 регулярное проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
 проведение коррекционной работы с обучающимся групп риска силами педагогического
коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, работников
социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т.д.);
 разработку и реализацию в школе профилактических программ, направленных на работу
15

как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса, сверстников,
школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в школе и в
социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями ( против курения,
безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях,
религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения,
противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская
безопасность и т.д.);
 организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения,
развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному
воздействию, групповому давлению;
 поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация
деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя
(походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе
профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
 предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в случаях появления,
расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение,
криминальной направленности, агрессивного поведения и др.);
 поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающих,
социально запущенные, осужденные, социально неадаптированные дети мигранты и т.д.).
Ключевые компоненты:
- изучение и диагностическая работа с учащимися и их семьями;
- профилактическая работа со школьниками;
- медико-психологическое и правовое просвещение классных руководителей и учителейпредметников;
- работа с родительской общественностью.
В МБОУ Сорская СОШ № 1 организована работа службы медиации, которая направлена на
решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу среди участников образовательного
процесса. Целью деятельности службы медиации в нашей школе является распространение среди
участников образовательных отношений цивилизованных форм разрешения споров конфликтов
(восстановительная медиация, переговоры и другие способы) и соответственно оказание помощи
участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций на основе
принципов и технологии восстановительной медиации.
9. Модуль «Социальное партнерство»
Школа взаимодействует с другими образовательными организациями, организациями
культуры и спорта, общественными объединениями, традиционными религиозными
организациями народов России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), разделяющими в своей
деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада школы.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства школы предусматривает:
 участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами
о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания
и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
 участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
 проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности при соблюдении требований
законодательства Российской Федерации;
 открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские,
совместные), на которые приглашаются представители организаций-партнеров, на которых
16

обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального образования,
республики, страны;
 социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися,
педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
10. Детские общественные объединения
Действующие на базе школы детские общественные объединения – это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения. Воспитание в детском общественном
объединении осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных
органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.), дающих
обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям,
своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться:
посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с
учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных
мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных
учреждений и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей территории ( уход за
деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и др.;
- рекламные мероприятия, реализующие идею популяризации деятельности детского
общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр,
квестов, театрализаций и т. п.);
Первичное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской
организации – Российское движение детей и молодёжи «Движение первых» – общероссийская
общественно-государственная детско-молодёжная организация. Создано в соответствии с
Федеральным законом «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022 N 261-ФЗ.
Ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качеств личности у детей
подросткового возраста на основе их группового взаимодействия. Деятельность отделения РДДМ
направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и
потребностей, а также организацию досуга и занятости обучающихся. Дети и родители
самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДДМ. Обучающиеся получают
навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими людьми,
проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный выбор, способны понять свою
роль в обществе.
Одно из направлений РДДМ «Движение первых» – программа «Орлята России» –
уникальный проект, направленный на развитие социальной активности школьников младших
классов в рамкам патриотического воспитания граждан РФ. Участниками программы
«Орлята России» становятся не только дети, но и педагоги, родители, ученики-наставники из
старших классов. В содружестве и сотворчестве ребята и взрослые проходят образовательные
треки, выполняют задания, получая уникальный опыт командной работы, где «один за всех и все
за одного».
Обучающиеся принимают участие в мероприятиях и Всероссийских акциях «Дней единых
действий» в таких как: День знаний, День туризма, День учителя, День народного единства, День
матери, День героев Отечества, День Конституции РФ, Международный день книгодарения, День
защитника Отечества, День космонавтики, Международный женский день, День счастья, День
смеха, День Победы, День защиты детей.
11. Модуль «Школьный спортивный клуб»
Школьный спортивный клуб - это общественное объединение учителей и учащихся,
17

способствующее развитию физической культуры, массового спорта, туризма в школе. Работа
ШСК строится в соответствии с Уставом ШСК, принципами государственной системы
физического воспитания при широкой поддержке общественности.
Школьный спортивный клуб был создан 1 ноября 2021 г.
Задачи объединения:
- вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом,
формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;
организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;
- участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных
организаций;
- развитие волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;
- оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных команд образовательных
организаций в создании необходимых условий для эффективной организации образовательного и
тренировочного процессов;
- организация спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими отклонения в
состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья.
Основными формами работы школьного спортивного клуба являются занятия в секциях,
группах и командах, комплектующихся с учетом пола, возраста, уровня физической и спортивнотехнической подготовки, а также состояния здоровья обучающихся. Для достижения указанной
цели ШСК осуществляет следующие виды деятельности:
- создание сети физкультурного актива во всех учебных группах образовательного
учреждения;
- содействие открытию спортивных секций;
- агитационная работа в области физкультуры и спорта, информирование обучающихся о
развитии спортивного движения;
- проведение спортивно-массовых мероприятий, соревнований среди обучающихся
образовательного учреждения;
- создание и подготовка команд воспитанников ШСК по различным видам спорта, для
участия в соревнованиях различного уровня, в том числе соревнования «Школьной спортивной
лиги»;
- внедрение физической культуры в быт обучающихся, проведение спортивно-массовой и
оздоровительной работы в образовательном учреждении;
- организация активного спортивно-оздоровительного отдыха обучающихся.
12. Модуль «Школьный театр»
Школьное театральное движение или «Школьный театр» основано на применении
театральной педагогики и хорошо развитой системе музыкально - эстетического воспитания
обучающихся в школе.
Имеющиеся ресурсы творческих, профессиональных педагогов, активных и талантливых
детей и любящих родителей дают возможность создать в школе интересную насыщенную жизнь,
состоящую из многочисленных концертов, театральных постановок, праздничных мероприятий и
массовых праздников высокого уровня подготовки и качества проведения.
Театральное движение может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения
в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в
практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим»,
перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических
испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в
общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.
Основной целью является создание условий для гармоничного развития личности ребенка
через формирование основных компетенций посредством театральной деятельности через:
- выявление талантливых, творчески активных учащихся и формирование их в детское
театральное сообщество;
- планирование и обеспечение высокого качества и уровня основных мероприятий, где
необходимо участие и включение театральных постановок, инсценировок, концертных номеров,
массовок;
18

- обучение учащихся навыкам актёрского мастерства, пению, танцам, выразительному
пению, костюмированию, созданию и использованию реквизита;
- создание базы сценариев, фотографий и видеозаписей театральных мероприятий;
- мотивация педагогов к профессиональному, личностному росту через возможность
демонстрации своего опыта;
- организация взаимодействия творческих коллективов близлежащих ОУ и ДОУ.
Театральное движение позволяет развивать интеллектуальные, коммуникативные и
предметно-практические качества личности школьника, творческое его воображение, развивать
художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного, воспитывать уважительное отношение
между членами коллектива, воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям,
родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру, любовь к культуре и истории
своей страны, вместе с тем воспитывать дисциплинированность, собранность, настойчивость,
работоспособность, смелость, волю. Все что необходимо для участия в этом движении школьнику
– это желание. Участие будет по возможностям, способностям, силам и желанию.
Необходимое материально-техническое обеспечение: актовый зал), спортивный зал,
спортивная площадка, музыкальная аппаратура, микрофоны, мультимедийная установка, экран,
костюмерная комната, костюмы, реквизит, мебель.
Используемые жанры и формы мероприятий модуля: протокольные: линейки, вручение
грамот, медалей, спектакль, Мюзикл, интерактивная постановка, интерактивная игра,
инсценировка, массовка, флеш-моб, балы, хоровое пение, ансамбль, сольное выступление,
конкурс чтецов, вокалистов, танцоров.
Результатом работы «Школьного театра» будет представление театрализованных
постановок.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Воспитательный процесс осуществляют все педагогические работники организации:
директор школы, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по
воспитательной работе, педагог-организатор, учителя, педагоги дополнительного образования
(внутренние и внешние совместители).
Общая численность педагогических работников 27 человек. Психолого-педагогическим
сопровождением обучающихся, в том числе и с ОВЗ, привлечены следующие специалисты;
педагог психолог, социальный педагог, педагог-логопед.
В школе 18 классов-комплектов, в которых работают 18 классных руководителя. Кадровое
обеспечение воспитательного процесса:
 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
 Советник директора по воспитанию;
 Классные руководители;
 Педагог-психолог;
 Социальный педагог;
 Педагог-логопед.
Для полноценной реализации воспитательного потенциала, специалисты школы
систематически проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах, совещаниях,
конференциях т.п.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Перечень локальных нормативных документов МБОУ СШ № 1, в которые вносятся
изменения в соответствии с рабочей программой воспитания:
- учебная программа МБОУ СОШ № 1;
- годовой план работы МБОУ СОШ № 1 на учебный год;
- должностные инструкции педагогов, отвечающих за организацию воспитательной
деятельности в МБОУ СШ № 1.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
В МБОУ СОШ № 1 всего 454 обучающихся. Из них 16 обучающихся это обучающиеся с
19

ОВЗ, 6 детей инвалидов. Это обучающиеся 1-4 классов. К ним относятся дети с умственной
отсталостью, с задержкой психического развития, слабо слышащие и слабо видящие.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности
и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается
опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями),
педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на
принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах
обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает
активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития
каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях
группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с
окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;
- формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
каждого обучающегося с ОВЗ;
- активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к воспитанию
обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в развитии
и содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности;
- индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов
воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных
вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы
педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности
обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную
жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности обучающихся строится на принципах:
 публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
 соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной
организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации;
 прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное
следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при
выдвижении кандидатур);
20

 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
 сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных
и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную
активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися,
получившими и не получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся,
их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их
статусных представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
Для точного подсчета достижений классов и каждого ученика в классе, классными
руководителя заполняется таблица достижений учеников в течение учебного года.
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной
успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в
группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото
изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп
обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в
чём-либо.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного
воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой
школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов
на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными
направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на
основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития
школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности»,
«Удовлетворенность школьной жизнью» и т.п.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над
чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
21

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, при необходимости – их анкетирование («Отношение к школе», «Организация
питания» и т.п ).
Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- внешкольных мероприятий;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством работы школьного спортивного клуба, школьного театра;
- создания и поддержки предметно-пространственной среды;
- деятельности по профилактике и безопасности;
- реализации потенциала социального партнёрства;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по
воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим
советом.

22

Календарный план воспитательной работы
на 2023-20224 учебный год НОО
Модуль «Основные общешкольные дела»
Дела
Классы
Ориентировочное
Ответственные
время проведения
Длительные образовательные проекты
«Хоровод времен года»
1
Сентябрь-октябрь
Зам по ВР
Классные
руководители
«Народов дружная семья»
3-4
Сентябрь-октябрь
Зам по ВР
Классные
руководители
Финансовая грамотность
2-4
Ноябрь-декабрь
Зам по ВР
Классные
руководители
«Парад наук»
1-4
Февраль-март
Зам по УВР
Классные
руководители
«Читаем вместе»
1-4
Апрель
Зам по ВР
Классные
руководители
Традиционные мероприятия
День знаний
1-4
1 сентября
Зам по ВР
Классные
руководители
День окончания Второй мировой 1-4 классы 4 сентября
Советник
по
войны
воспитанию
Классные
руководители
Международный
день 1-4 классы 8 сентября
Советник
по
распространения грамотности
воспитанию
Классные
руководители
День Здоровья
1-4
7 сентября
Зам по ВР
Классные
руководители
Учителя физкультуры
«Месячник
безопасности». 1-4
Сентябрь
Зам по ВР
Мероприятия по безопасности
Классные
детей (по профилактике ДДТТ,
руководители
пожарной
безопасности,
Руководитель ДЮП,
экстремизма,
терроризма,
ЮИД
разработка
схемы-маршрута
«Дом-школа-дом», учебнотренировочная
эвакуация
учащихся из здания), акция
«Внимание дети».
Участие во всероссийской акции 1-4
Сентябрь
Учителя физкультуры
«Кросс наций – 2023», пробег
«Выходного дня»
ПДД
1-4
25-29 сентября
Руководитель ЮИД
Международный день пожилых 1-4 классы 1 октября
Зам директора по ВР
людей
Классные
23

Международный день учителя
Посвящение в первоклассники

1-4
1-4

5 октября
Октябрь

День отца

1-4 классы

13 октября

Веселые старты
Общешкольное
родительское
собрание
«Освещение
профилактических
вопросов
безопасности детей»
Международный день школьных
библиотек
День народного единства

1-4
1-4

Октябрь
Октябрь

1-4 классы

25 октября

1-4

1-3 ноября

Концерт
ко
Дню
матери 1-4
«Материнское сердце-источник
любви»

22-24 ноября

День Государственного
Российской Федерации

30 ноября

герба 1-4 классы

День неизвестного солдата
Международный день инвалидов

3-4 классы
1-4 классы

1 декабря
1 декабря

День волонтера в России

3-4 классы

5 декабря

День Героев Отечества
1-4 классы
День конституции Российской 1-4 классы
Федерации

8 декабря
12 декабря

Сказочное
новогоднее 1-4
приключение «Путешествие в
сказку»
Игровая программа «Зимние 1-4
забавы»

26-28 декабря

80 лет
со дня
полного 1-4 классы
освобождения Ленинграда от
фашистской блокады

26 января

День российской науки, 300- 1-4 классы

8 февраля

2-5 января

24

руковрдители
Зам по ВР
Зам по ВР
Классные
руководители
1
классов
Зам директора по ВР,
классные
руководители
Учителя физкультуры
Зам по ВР
Классные
руководители
Зам директора по ВР
Библиотекарь
Зам по ВР
Советник
по
воспитанию
Классные
руководители
Зам по ВР
Классные
руководители
Руководители ВНД
Зам директора по ВР
Советник
по
воспитанию
Зам директора по ВР
Социальный педагог
Педагог-психолог
Зам директора по ВР
Советник
по
воспитанию
Зам директора по ВР
Зам директора по ВР
Советник
по
воспитанию
Классные
руководители
Зам по ВР
Классные
руководители
Зам по ВР
Учителя физкультуры
Классные
руководители
Зам директора по ВР
Советник
по
воспитанию
Классные
руководители
Зам директора по УВР

летие со времени основания
Российской Академии наук
Веселые старты
1-4
Смотр строя и песни
2-4

Зам директора по ВР
19-21 февраля
20-22 февраля

Международный день родного 1-4 классы
языка
«Ботанический сад» (посадка 1-4
рассады)
Концерт,
посвященный 1-4
Международному женскому дню

21 февраля

450-летие со дня выхода первой 1-4
«Азбуки» Ивана Федорова
10 лет со Дня воссоединения 1-4 классы
Крыма с Россией

14 марта

Всемирный день театра
Соревнования по пионерболу
Веселые старты
День космонавтики

1-4 классы
3-4
1-2
1-4 классы

27 марта
3-5 апреля
3-5 апреля
12 апреля

Всемирный день Земли

1-4 классы

22 апреля

Концерт ко Дню Победы

1-4

6-8
мая

Зарница

1-4

13-17 мая

линейка 1-3
окончанию

20-24 мая

линейка 4
окончанию

28 мая

Торжественная
посвященная
учебного года
Торжественная
посвященная
начальной школы

Февраль
6 марта

18 марта

День защиты детей
День памяти и скорби
День семьи, любви и верности

1 июня
22 июня
8 июня

День Государственного флага
Российской Федерации

22 августа

Модуль «Классное руководство»
25

Учителя физкультуры
Зам по ВР
Учителя физкультуры
Классные
руководители
Учитель ВНД
Классные
руководители
Зам по ВР
Классные
руководители
Руководители ВНД
Зам по ВР
Зам по ВР
Советник
по
воспитанию
Учитель ВНД
Учителя физкультуры
Учителя физкультуры
Зам директора по ВР
Советник
по
воспитанию
Классные
руководители
Зам директора по ВР
Советник
по
воспитанию
Классные
руководители
Зам по ВР
Классные
руководители
Зам по ВР
Учителя физкультуры
За директора по ВР,
Классные
руководители
Зам по ВР
Классные
руководители
Организатор ЛДП
Организатор ЛДП
Советник
по
воспитанию
Зам директора по ВР
Советник
по
воспитанию

Дела
Проведение классных
посвященных Дню знаний.

Классы

Ориентировочное
время проведения
Работа с классным коллективом
часов, 1-4
1 сентября

Всероссийский открытый урок
по основам безопасности и
жизнедеятельности.
«Безопасность
в
дорожнотранспортных ситуациях».
Единый классный час «День
солидарности
в
борьбе
с
терроризмом»
Планирование
воспитательной
работы классов на 20232024 учебный год
Всероссийский открытый урок
ОБЖ, приуроченный ко Дню
гражданской обороны РФ
Инструктаж на каникулы по
ПДД и ППБ

Ответственные
Классные
руководители

1-4

1 сентября

Классные
руководители

1-4

7 сентября

Классные
руководители

1-4

До 15 сентября

Классные
руководители

1-4

4 октября

Классные
руководители

1-4

Октябрь

Классные
руководители

2 декабря

Классные
руководители

1-4

Декабрь

Инструктаж на каникулы по 1-4
ПДД и ППБ

Декабрь

Классные
руководители
Классные
руководители

Уроки
Мужества
Неизвестного солдата»
Новогодний классный час.

«День 3-4

Итоговые классные часы за 3 1-4
Март
Классные
четверть.
руководители
Профилактические беседы и
инструктажи
Классные часы, посвященные 1-4
5 мая
Классные
Дню Победы 1-4 классы
руководители
Классные часы о безопасном 1-4
Май
Классные
отдыхе детей
на летних
руководители
каникулах, правилам поведения
на воде.
Оказание необходимой помощи 1-4
в течение года
Классные
обучающимся
руководители
Изучение
особенностей 1-4
в течение года
Классные
личностного
развития
руководители
обучающихся класса
Индивидуальная
работа
с 1-4
в течение года
Классные
обучающимися класса
руководители
Коррекция
поведения 1-4
в течение года
Классные
обучающегося через частные
руководители
беседы
Работа с родителями обучающихся или их законных представителей
26

Классные
родительские 1-4
в течение года
собрания («Адаптация детей»,
«Залог
успешной
учебы»,
«Увлечения моего ребенка» по
выбору курсов ВНД, «Итоги
года» и т.п.)
Семейные праздники, конкурсы, 1-4
в течение года
соревнования
Модуль «Внеурочная деятельность»
Разговоры о важном
1-4 классы В течение года

Классные
руководители
Учителя предметники

Классные
руководители

Классные
руководители
Данный модуль реализуется в соответствии с учебными планами внеурочной деятельности
Модуль «Урочная деятельность»
Согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Мероприятия,
организуемые 1-4
В течение года
Заместитель
социальными партнерами
директора по ВР,
старший
вожатый,
классные
руководители
Экскурсия
в
музей
им. 1-4 классы В течение года
Зам директора по ВР,
Андрияшева
классные
руководители
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Оформление
школы
к
В течение года
Зам по ВР
традиционным
мероприятиям
Учителя
(День Знаний, Новый год, День
Победы),
лагерь
дневного
пребывания,
уголок
безопасности
Оформление классных уголков
1-4
Сентябрь
Классные
руководители
Конкурс
рисунков
к 1-4
В течение года
Зам по ВР
знаменательным
датам
Классные
календаря, выставка фоторабот
руководители
учащихся,
стендовая
презентация («Мой увлечения»,
«Мой питомец», «Моя семья»,
«День Победы»)
Проект «Школьный двор» - 1-4
Зам по ВР
посадка рассады;
Февраль-март
Классные
- разбивка клумб
Май-июнь
руководители
Оформление стендов, уголков,
В течение года
Зам по ВР
информационных инсталляции
на важных для воспитания и их
родителей
(законных
представителей),
ценностях
школы ее традициях, правилах
Модуль «Взаимодействие с родителями»
Мероприятия, направленные на 1-4
В течение года
Зам по УВР
формирование
компетентной
Зам по ВР
родительской общественности
Классные
школы:
руководители
27

участие
родителей
в
формировании Управляющего
совета и Совета отцов;
- участие родителей в работе
советов МБОУ Сорская СОШ
№1 (в том числе по контролю
организации
питания
школьников)
Проведение
общешкольных 1-4
родительских
собраний
(«Адаптация детей в школе»,
«Безопасная жизнь»)
Проведение
родительских
различной
тематики:

классных 1-4
собраний
воспитательной

В течение года

Зам по УВР
Зам по ВР
Социальный педагог
Психолог

В течение года

Зам по УВР
Зам по ВР

- о внутришкольном распорядке
- о оформировании здорового
образа жизни
- о безопасном поведении
учащихся
в
школе,
общественных местах и дома
- участие несовершеннолетних в
несанкционированных митингах
и акциях
- о режиме дня школьников
- о соблюдении принципов
информационной безопасности
учащихся
- о родительском контроле за
поведением
несовершеннолетних
Проведение «Дня открытых 1-4
Октябрь
дверей»
для
родителей
с
возможностью
посещения
учебных и внеклассных занятий
Организация
знакомства 3
Январь
родителей
со
специальным
курсом «Основы религиозных
культур и светской этики»
Проведение
праздников, 1-4
В течение года
соревнований («День знаний»,
«День Здоровья», «Зарница» и
т.п.)
Консультации для родителей 1-4
В течение года
учащихся
по
вопросам
воспитания, образования и др.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Изучение особенностей семьи 1-4
Сентябрь
учащегося.
Проведение анкетирования
1-4
Сентябрь –
учащихся по темам «Я и моя
октябрь
28

Классные
руководители

Зам по УВР
Зам по ВР
Зам по УВР
Учитель ОРКСЭ
Зам по ВР
Классные
руководители
Администрация
Специалисты
Классные
руководители
Педагог - психолог

семья», «Я и мои друзья», «Я и
мои
увлечения»
Привлечение
внеурочной
деятельности.

учащихся

к 1-4

Сентябрь

Классные
руководители

Месячник правового воспитания
несовершеннолетних (по
отдельному плану)

1-4

Ноябрь - декабрь

Заместитель
директора по ВР,
социальный педагог

Встречи с инспектором ПДН и
работником ГИБДД с целью
профилактики правонарушений
несовершеннолетними

1-4

По согласованию
в течение года

Заместитель
директора по ВР,
социальный педагог

Организация работы службы
медиации

1-4

В течение года

Педагог - психолог

Тренировочная эвакуация

1-4

Сентябрь, январь, май

Сотрудники МЧС, зам
директора по ВР
классные
руководители

Модуль «Социальное партнерство»
1-4
В течение
года

Пожарная часть
Профилактические беседы
«Правила поведения в
экстремальных условиях»,
«Правила поведения на водоемах
в зимний, весенний период
времени» и т.д.

Встречи
и
беседы
с 1-4
представителями МВД, ГИБДД
Урок «Герои России»
4

В течение года
Декабрь

Сотрудники МЧС, зам
директора по ВР
классные
руководители

Инспектор
ПДН,
социальный педагог
Директор музея им.
Андрияшева,
Зам
директора по ВР
Сорская спортивная
школа

Спортивные соревнования, сдача 1-4 класс
В течение года
комплекса ГТО
Модуль «Детские общественные объединения»
Мероприятия проводимые в рамках внеурочных программ (ДЮП, ЮИД) и внеурочных занятий
(Движение первых, Орлята России)
Модуль «Школьный спортивный клуб»
Спартакиада учащихся
1-4
В
течение
года Зам по ВР., учителя
(по плану)
физической культуры
Организация работы спортивных 1-4
В течение года, по Зам по ВР, учителя
секции во внеурочных занятиях
расписанию
ВНД
День Здоровья
1-4
Сентябрь
Зам по ВР, учителя
физической культуры,
классные
руководители
Общешкольные соревнования по 1-4
сентябрь
Учителя
29

легкой атлетике среди
классов
Эстафеты безопасности

1-4

Декада физкультуры и спорта

физ.культуры, кл.рук.
1-4

сентябрь-октябрь

1-4

(по плану)

учителя физической
культуры
Учителя
физ.культуры, кл.рук.
Руководитель ВНД

Общешкольные соревнования по 1-4
шахматам и шашкам среди 1-4
классов
Конкурс «Строя и песни»
1-4

Январь

Соревнования по пионерболу

3-4

Март

Общешкольные соревнования по 1-4
настольному теннису 1-4

Март

Легкоатлетическая
эстафета 1-4
посвященная Дню Победы
Зарница
1-4

Май

Организация
социальнозначимой деятельности в летний
период
Организация
спортивномассовой работы в лагере
дневного пребывания детей
Организация работы вечерней
спортивной площадке
Мероприятия по внедрению
Всероссийского физкультурно –
спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне»

1-4

июнь-июль

Учителя
физ.культуры, кл.рук
Учителя
физ.культуры, кл.рук
Руководитель кружка,
учителя физ.культуры,
кл.рук.
Учителя
физ.культуры, кл.рук
Зам по ВР, учителя
физической культуры,
классные
руководители
Начальник ДОЛ

1-4

Июнь-июль

Начальник ДОЛ

1-4

Июнь-август

1-4

В течение года

Учителя физической
культуры

Участие
в
соревнованиях 1-4
В течение года
«Школьной спортивной лиги»
Модуль «Школьный театр»
Линейки «День знаний»,
1-4
В течение года
«Последний звонок»,
«День Победы», посвящение в
первоклассники
Концерт ко Дню учителя
4
Октябрь

Учителя физической
культуры

Участие
в
новогодних
представлениях,
подготовка
костюмов
Участие
в
проведении
Масленицы
Концерты ко Дню матери и
Международному
женскому
Дню 8 марта
Школьные
конкурсы
и

Февраль

Май

1-4

Декабрь

3-4

Февраль

1-4

Ноябрь, март

1-4

В течение года
30

Руководитель театра,
зам директора по ВР
Руководитель театра,
зам директора по ВР
Руководитель театра,
зам директора по ВР
Руководитель театра,
зам директора по ВР
Руководитель театра,
зам директора по ВР
Руководитель театра,

творческие проекты
Театральные постановки

1-4 классы

Один раз в четверть

31

зам директора по ВР
Руководитель
школьного театра


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».