Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сорская средняя общеобразовательная школа №1 Принято на заседании Педагогического Совета МБОУ Сорской СОШ №1 Протокол №_______от______________ Утверждаю Директор МБОУ Сорской СОШ №1 _____________________О.П. Риферт Приказ от______________№_______ Положение о постановке на внутришкольный учёт и снятии с него обучающихся I. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ, Законом Российской федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральным законам от 24.07.1998№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» 1 2. Настоящее положение регламентирует порядок постановки на внутришкольный учёт и снятия с учёта обучающихся и их семей. 1.3. В Положении применяются следующие понятия: 1.3.1. Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся – система социальных правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися и семьями группы риска. 1.3.2. Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей группы риска, а также по их социально – педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний. 1.3.3. Несовершеннолетний группы риска, обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию, или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния. 1.3.4. Семья группы риска: - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении; - семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по обучению и воспитанию детей; - семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по содержанию детей; семья, отрицательно влияющая на поведение детей; семья, где жестоко обращаются с детьми. 1.3.5. Учет в образовательном учреждении обучающихся и семей группы риска (далее – ВШУ) - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося и семей группы риска которая направлена на: 1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; 2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социальнопедагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; 3) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. II. Основные цели и задачи 2.1. Цель: проведение социально-профилактических мероприятий всеми службами ОУ по оказанию педагогической психологической помощи семьям и учащимся в решении возникших проблем, коррекции девиантного поведения. 2.2. Основные задачи: 2.2.1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. 2.2.2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. 2.2.3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении 2.2.3. Своевременное выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении или группе риска по социальному сиротству. 2.2.4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. 2.2.5. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении. III. Организация деятельности по постановке на внутришкольный учёт или снятиюс учёта 3.1. Решение о постановке на внутришкольный учёте или снятии с учёта принимается на заседании Совета профилактики правонарушений (далее - Совет) и оформляется приказом директора. 3.2. Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на внутришкольный учёт секретарю Совета за три дня до заседания представляются следующие документы: 3.2.1. Представление классного руководителя на постановку на внутришкольный учет. 3.2.2. Характеристика несовершеннолетнего. 3.2.3. Акт обследования материально-бытовых условий семьи (при необходимости). 3.2.4. Справка о профилактической работе с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), подготовленная классным руководителем; 3.3. Для снятия несовершеннолетнего и (или) семьи с внутришкольного учёта представляются следующие документы - информация ответственного лица, назначенного решением Совета, о выполнении плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), с обязательными результатами работы и предложениями по дальнейшему сопровождению. 3.4. На заседании Совета обсуждается и утверждается план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), определяются сроки выполнения намеченных мероприятий и ответственные лица. 3.5. Секретарь Совета или классный руководитель доводит решение Совета до сведения родителей (законных представителей), если они не присутствовали на заседании Совета 3.6. Социальный педагог ведёт журналы учёта учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учтёте, на учтёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП), подразделении по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел (далее - ПДН ). 3.7. Социальный педагог проводит сверку списков учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учтёте, на учтёте в КДН и ЗП, ПДН на 5 сентября, 1 января. IV. Основания для постановки на внутришкольный учёт несовершеннолетнего 4.1. Основания для постановки на внутришкольный учёт несовершеннолетних исходят из статей 5, 6, 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: 4.1.1. Непосещение или систематические пропуски занятий без уважительных причин (30% пропусков занятий без уважительной причины в течение четверти). 4.1.2. Группа риска: а) безнадзорность или беспризорность. б) бродяжничество или попрошайничество. 4.1.3. Употребление психоактивных и токсических веществ, наркотических средств, спиртных напитков. 4.1.4. Участие в неформальных объединениях и организациях антиобщественной направленности. 4.1.5. Совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. 4.1.6 Систематическое нарушение внутреннего распорядка школы (систематическое невыполнение д/з, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие учебника, тетради, и др. на основании докладных педагогических работников школы). 4.1.7. Систематическое нарушение дисциплины в школе (отклоняющееся поведение : драки, грубость, сквернословие, нарушение дисциплины на уроке и др.) и Устава образовательного учреждения. 4.2. Постановка на внутришкольный учет предусматривает: 4.2.1. Характеристика ученика (психолого-педагогическая). 4.2.2. Ежедневный контроль посещения ОУ, дисциплина на занятиях. 4.2.3. Успеваемость учащегося. 4.2.4. Внеурочная занятость. 4.2.5. По истечении контрольного срока на совете профилактики рассматривается вопросо дальнейшем пребывании учащегося на внутришкольном учете либо его снятии. 4.3. Основания для постановки на внутришкольный учёт семьи, в которой родители (законные представители): 4.3.1. Не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей. 4.3.2. Злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков т.д.). 4.3.3. Допускают в отношении своих детей жестокое обращение. 4.3.4. Состоят на учтёте в КДН и ЗП, ПДН. V. Основания для снятия обучающихся с внутришкольного учѐта 5.1. Позитивные изменения, сохраняющиеся длительное время (минимум 2 месяца), указанных в настоящем положении обстоятельств жизни обучающегося по ходатайству и характеристики классного руководителя. 5.2. Окончившие государственное ОУ. 5.3. Перешедшие в другое ОУ 5.4. Данные о снятии несовершеннолетнего, его родителей с учѐта в КДН и ЗП, ПДН. 5.5. Вопрос о постановке - снятии учащегося в каждом случае рассматривается индивидуально с учетом конкретной ситуации. Таким образом, возможны изменения в контрольном сроке и уровне профилактической работы. VI. Основания проведения индивидуальной профилактической работы собучающимися Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 Федерального закона (№ 120-ФЗ от24.06.1999), если они зафиксированы в следующих документах: 1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; 4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведеннойпроверки жалоб, заявлений или других сообщений. VII. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы 7.1.Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 7.2 Школьным Советом профилактики правонарушений совместно с классным руководителем разрабатывается план профилактической работы с данным несовершеннолетним сроком не менее, чем на полгода. 7.3 На учащегося заводится учетная карточка. Учетная карточка ведется социальным педагогом и классным руководителем( далее именуемые ответственными) совместно, по необходимости с привлечением других служб, в чьи обязанности входит работа с данной категорией несовершеннолетних. 7.4 Ответственные лица проводят профилактическую работу согласно Разработанному совместно со школьным Советом профилактики правонарушений по плану. Ответственные проводят анализ профилактической работы с несовершеннолетними, стоящими на внутришкольном учете. 7.5 В планах работы классного руководителя, социального педагога ,школьного Совета профилактики правонарушений большое место отведено контролю за учебной и внеурочной деятельностью несовершеннолетнего, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости и отклоняющегося поведения несовершеннолетнего. 7.6 Обо всех результатах контроля за несовершеннолетним родители ставятся в известность классным руководителем или членом школьного Совета профилактики правонарушений. В случаях отсутствия несовершеннолетнего, стоящего на внутришкольном учете, на занятиях без уважительной причины в школу сразу вызываются классным руководителем, его родители. Если пропуски занятий, плохая подготовка к ним становятся систематическими, родители с несовершеннолетним вызываются на заседание школьного Совета профилактики правонарушений, где рассматриваются вопросы: невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитаниюнесовершеннолетнего; уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий,не работал на уроках). 7.7 Если в результате проведения профилактической работы классным руководителем, социальным педагогом , с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи подростку и его семье, председатель школьного Совета профилактики правонарушений обращается с запросом о помощи несовершеннолетнему и его семье в Службу ПМПК сопровождения школы. 7.8 Если родители отказываются от помощи, предлагаемой школой, сами не занимаются проблемами ребенка, школьный Совет профилактики правонарушений выносит решение об обращении с представлением в Комиссию по делам несовершеннолетних: 7.8.1 О проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества, привлекавшийся к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно- воспитательных или лечебно- воспитательных учреждений закрытого типа. 7.8.2 О рассмотрении материала в отношении несовершеннолетнего,совершившего деяние, за которое установлена административная ответственность; 7.8.3 Об оказании помощи в организации занятий дополнительным образованием несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в объединениях муниципального уровня. 7.8.4 Об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете. 7.8.5 Об исключении несовершеннолетнего, достигнувшего 16 - летнего возраста, из образовательного учреждения, о переводе на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение; 7.8.6 О рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), невыполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего; 7.8.7 Об административных мерах воздействия на родителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних, уклоняющихся от выполнения Закона РФ "Об образовании»; Для этого требуется определенныйнабор документов: представление с общей справкой о проведенной профилактической работе с несовершеннолетним и его семьей; характеристика на несовершеннолетнего; выписка из протокола заседания школьного Совета профилактики правонарушений; копии актов посещения семьи; На заседании школьного Совета профилактики правонарушений по вопросу снятия с внутришкольного профилактического учета несовершеннолетнего приглашаются уведомлением родители. Родители подписываются под решением школьного Совета профилактики правонарушений о снятии с учета несовершеннолетнего. В некоторых случаях на школьном Совете профилактики правонарушений можно вручить благодарность родителям за своевременную поддержку и помощь педагогическому коллективу в выработке совместных действий, необходимых для помощи несовершеннолетнему в преодолении им возникших трудностей. Это является хорошим стимулом в развитии позитивных отношений семьи к мерам, предпринимаемым педагогическим коллективом школы. Необходимо также отметить результативную работусамого несовершеннолетнего, продумать, каким образом это лучше сделать. Итогом проведенной профилактической работы, а также процедуры снятия с внутришкольного учета должен быть союз педагогического коллектива, несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей), основанный на позитивных отношениях, а также желание каждого участника процесса не останавливаться на достигнутом, преодолевать возникающие на их жизненном пути трудности, ставить перед собой цели и добиваться их достижения. VIII. Ответственность и контроль. 8.1 Ответственность за индивидуальную профилактическую деятельность в отношении каждого учащегося, поставленного на внутришкольный учет, несут педагоги (классные руководители, социальный педагог), утвержденные приказом директора школы. Срок хранения документов 5 лет 8.2. Контроль за качеством исполнения проводимой работы возлагается на заместителя директора по ВР школы.