УП_Физическая_культура

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
1. Пояснительная записка
Учебная программа по предмету «Физическая культура» для 1-4 классов (базовый
уровень) разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (приказ №373 от 06. 10. 2009 г.
зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г.,рег. №15785 «Об утверждении и
введении в действие ФГОС НОО», введен в действие с 1 января 2010
года),фундаментального ядра содержания общего образования, основной образовательной
программы начального образования МБОУ Сорской средней школы №1, с учетом
тематического планирования, предложенного А. П. Матвеевым УМК «Просвещение».
Цель: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни,
развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной
деятельности.
Программа ориентируется на решение следующих задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов
спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
Описание места учебного предмета
Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с основной
образовательной программой НОО МБОУ Сорской СОШ №1 в объеме 405 часов: 1 класс
- 99 ч., 2 – 4 классах по 102ч.
2.Общая характеристика курса
Характеристика особенностей программы: в соответствии
с содержанием
образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе
является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе
овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются
физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие
способности и самостоятельность.
Программа направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного
материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материальнотехнической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные
пришкольные площадки, региональными климатическими условиями;
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего
распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной
3

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
(физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и
предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от
простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в
логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и
умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, всестороннее раскрытие взаимосвязи и
взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного
использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в
физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях
физическими упражнениями.
Уроки физической культуры будут строиться на принципах демократизации,
гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов,
оптимизации учебно-воспитательного процесса.
3. Описание ценностных ориентиров учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к
природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а
также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни
в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного
здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков
образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами
общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к
себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
4

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество
народов и уважение к многообразию их культур.
4. Результаты освоения курса
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной
школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того,
предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и
является средством формирования, у обучающихся универсальных способностей. Эти
способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и
активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за
рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего
образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы
по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку
на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
5

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль
и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину
и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и
способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной
дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса,
регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающие
упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком
техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
6

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

5. Требования к уровню подготовки
1 класс.
В результате освоения программного материала по физической культуре учащийся
научится:
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
- характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и
физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе,
подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем
организма;
- раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного
опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное
и социальное развитие;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные
физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать
их между собой;
- организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными
играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и
предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
- отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и
физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать
правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической
подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические
наблюдения за их динамикой;
- оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с
помощью специальной таблицы);
- выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития
основных физических качеств;
- выполнять организующие строевые команды и приёмы;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие
перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);
-выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча
разного веса и объёма);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной
функциональной направленности
В результате освоения программного материала по физической культуре учащийся
получит возможность научиться:
7

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной
деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении
здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и
внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и
физической подготовленности.
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов
утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для
индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей
физического развития и физической подготовленности;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий
по развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и
ушибах.
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
2 класс
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета
«Физическая культура» ученик научиться:
- понимать роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для
укрепления здоровья человека;
- правилам и последовательности выполнения упражнений утренней гимнастики,
физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических
качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты
зрения и дыхательной гимнастики;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий
по развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и
ушибах.
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных
условиях;
выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для
развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости,
координации и выносливости);
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий
по развитию физических качеств;
8

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
- выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и
ушибах.
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
3 класс
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета
«Физическая культура» учащиеся научатся:
- понимать роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для
укрепления здоровья человека;
- правилам и последовательности выполнения упражнений утренней гимнастики,
физкультпауз (физкультминуток), простейших комплексов для развития физических
качеств;
составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы,
быстроты, гибкости и координации;
выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для
освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;
проводить закаливающие процедуры (обливание под душем);
составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты
в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований;
вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время
выполнения физических упражнений;
демонстрировать уровень физической подготовленности.
Учащийся получит возможность научиться:
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных
условиях;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражнения;
- выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики, упражнения
для профилактики нарушений зрения и формирования правильной осанки;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для
развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости,
координации);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в жизни:
- выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и
закаливающих процедур;
- преодоления безопасными способами естественных и искусственных
препятствий;
наблюдения за собственным физическим развитием и физической
подготовленностью;
- самостоятельной организации активного отдыха и досуга.
4 класс
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета
«Физическая культура» выпускник начальной школы научится:
9

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз,
уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр,
занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
- раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного
опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное
и социальное развитие;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные
физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать
их между собой;
- организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными
играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и
предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и
физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать
правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической
подготовленности (сила, быстрота;
- выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и
осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости);
- оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с
помощью специальной таблицы);
- выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития
основных физических качеств;
- выполнять организующие строевые команды и приёмы;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина,
брусья, гимнастическое бревно);
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча
разного веса и объёма);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной
функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной
деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении
здоровья;
- планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной
деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической
подготовленности;
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов
утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для
10

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей
физического развития и физической подготовленности;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий
по развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и
ушибах;
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта (конькобежный
спорт, ходьба на лыжах, плавание), применение их в игровой и соревновательной
деятельности.
При сдаче норм учитель использует следующие нормативы:
нормативы для учащихся 1 класса
единица
измерения

Контрольное упражнение

мальчики
высокий

мальчики
средний

Челночный бег 3*10м

секунд

9,9

10,5

Бег 30 метров

секунд

6,2

6,9

мальчики
низкий

девочки
высокий

Девочки
средний

девочки
низкий

11,0

10,2

11,3

11,7

7,0

6,7

7,0

7,5

110

90

Без учета времени

Бег 1000 метров
См

140

115

100

130

Подтягивание на перекладине

кол-во
раз

4

3

2

-

подтягивание из виса лежа на
низкой перекладине (количество
раз)

кол-во
раз

12

7

5

10

5

3

Отжимания от пола

кол-во
раз

10

8

5

8

5

3

см

+5

+3

+1

+7

+5

+3

кол-во
раз за 30 сек

16

14

11

14

12

9

Метание мяча весом 150г

метров

20

15

10

15

10

5

Прыжки через скакалку

кол-во раз за 1
мин

40

30

15

50

30

20

Приседание

кол-во раз за 1
мин

32

30

28

30

28

26

см

295

235

195

245

220

200

кол-во
попаданий

3

2

1

3

2

1

секунд

60

30

0

60

30

0

девочки
оценка
"5"

девочки
оценка
"4"

девочки
оценка
"3"

Прыжок в длину с места

Наклон вперед из положения стоя
на гимнастической скамье (от
уровня скамьи)
Поднимание
туловища
положения лёжа на спине

Метание набивного
положения сидя

мяча

из

из

Метание теннисного мяча в цель
(6 метров, 6 попыток)
Вис на время

-

-

нормативы для учащихся 2 класса
Контрольное упражнение

единица
измерения

мальчики
оценка
"5"

мальчики
оценка
"4"

мальчики
оценка
"3"

Челночный бег 3*10м

Секунд

9,2

10,1

10,4

9,7

10,7

10,9

Бег 30 метров

Секунд

5,9

6,7

6,9

6,2

7,0

7,2

см

150

125

110

140

115

100

Подтягивание на перекладине

кол-во
раз

2

3

4

-

подтягивание из виса лежа на

кол-во

14

9

7

11

Без учета времени

Бег 1000 метров
Прыжок в длину с места

7

5

11

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
низкой
(количество раз)

перекладине

раз
кол-во
раз

11

9

5

9

5

3

см

+7

+3

+1

+9

+5

+3

кол-во
раз за 30 сек

18

15

12

16

13

10

Метание мяча весом 150г

метров

23

18

13

16

12

7

Прыжки через скакалку

кол-во раз за 1
мин

50

40

25

60

40

30

Приседание

кол-во раз за 1
мин

40

38

36

38

36

34

Метание набивного мяча из
положения сидя

см

310

245

215

280

215

175

Метание теннисного мяча в
цель (6 метров, 6 попыток)

кол-во
попаданий

3

2

1

3

2

1

секунд

65

35

15

65

35

15

девочки
оценка
"5"

девочки
оценка
"4"

девочки
оценка
"3"

10,2

9,3

10,3

10,8

6,9

6,3

6,8

7,0

125

110

Отжимания от пола
Наклон вперед из положения
стоя на гимнастической скамье
(от уровня скамьи)
Поднимание
туловища
положения лёжа на спине

из

Вис на время

нормативы для учащихся 3 классов
мальчики
оценка
"5"

единица
измерения

Контрольное упражнение

мальчики
оценка
"4"

Челночный бег 3*10м

Секунд

8,8

9,9

Бег 30 метров

Секунд

5,7

6,6

мальчики
оценка
"3"

Без учета времени

Бег 1000 метров
См

155

130

120

145

Подтягивание на перекладине

кол-во
раз

5

3

2

-

подтягивание из виса лежа на
низкой
перекладине
(количество раз)

кол-во
раз

16

11

9

13

8

6

Отжимания от пола

кол-во
раз

12

10

6

9

6

4

См

+8

+4

+2

+10

+5

+3

кол-во
раз за 30 сек

18

15

12

17

14

9

Метание мяча весом 150г

Метров

27

22

15

16

12

7

Прыжки через скакалку

кол-во раз за 1
мин

80

70

60

90

80

70

Приседание

кол-во раз за 1
мин

42

40

38

40

38

36

Метание набивного мяча из
положения сидя

См

360

270

220

345

265

215

Метание теннисного мяча в
цель (6 метров, 6 попыток)

кол-во
попаданий

4

3

2

4

3

2

секунд

70

45

25

70

45

25

девочки
оценка
"5"

девочки
оценка
"4"

девочки
оценка
"3"

Прыжок в длину с места

Наклон вперед из положения
стоя на гимнастической скамье
(от уровня скамьи)
Поднимание
туловища
положения лёжа на спине

из

Вис на время

-

-

нормативы для учащихся 4 класса
Контрольное упражнение

единица
измерения

мальчики
оценка
"5"

мальчики
оценка
"4"

мальчики
оценка
"3"

Челночный бег 3*10м

Секунд

8,9

9,7

10,0

9,3

10,0

10,5

Бег 30 метров

Секунд

5,4

6,5

6,8

5,6

6,6

6,9

См

165

140

130

155

135

125

Подтягивание на перекладине

кол-во
раз

6

4

3

-

-

-

Отжимания от пола

кол-во

16

11

7

11

7

3

Без учета времени

Бег 1000 метров
Прыжок в длину с места

12

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
раз
Наклон вперед из положения
стоя на гимнастической скамье
(от уровня скамьи)

см

+8

+4

+2

+11

+5

+3

кол-во
раз за 30 сек

21

17

13

18

14

12

Метание мяча весом 150г

метров

27

22

19

18

15

13

Прыжки через скакалку

кол-во раз за 1
мин

90

80

70

100

90

80

Приседание

кол-во раз за 1
мин

44

42

40

42

40

38

см

380

310

270

350

275

235

кол-во
попаданий

4

3

2

4

3

2

секунд

80

60

30

70

50

20

Поднимание
туловища
положения лёжа на спине

Метание набивного
положения сидя

мяча

из

из

Метание теннисного мяча в цель
(6 метров, 6 попыток)
Вис на время

Школьники специальной медицинской группы оцениваются по уровню овладения
ими теоретической части, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную
деятельность и выполнения доступных для них двигательных действий в соответствии с
тематикой занятий. Критерием оценивания служит способность понимать и усваивать
теоретический материал. Оценка «5» выставляется за ответ, в котором демонстрируется
глубокое понимание сущности материала, логичное его изложение и демонстрация
движений. Оценка «4» получают за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и
незначительные ошибки. Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует
логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной
аргументации и умения использовать знания на практике. Оценка «2» выставляется за
непонимание и незнание материала программы.
6. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции
двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов А.П.
Матвеев: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и
«Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии
с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о
природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психологопедагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические
основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о
структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих
способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на
гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую
подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные
навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также
общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала
школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием
базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими
разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и
спортивные игры», «Катание на коньках».
13

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
Каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя
подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с
соответствующим видом спорта.
В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный
раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения
распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри
разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических
качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения
и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать
преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных
особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения
различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
При планировании учебного материала программы в соответствии с СанПиН
(температурный режим), заменять тему «Лыжные гонки» на «Катание на коньках» или
«Плавание».
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая
культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние
здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы
познавательной и предметной деятельности.
Темы курса
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм
занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег,
прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы
передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими
упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и
первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое
развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием
основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы,
быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших
закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки
и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение
оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических
качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических
упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр
(на спортивных площадках и спортивных залах).
Физическое совершенствование
14

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений
для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции
нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне;
выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты;
стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине,
опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с
опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор
присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком
переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами
перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное
движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой.
Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами
лазанья и перелезание, переползания, передвижение по наклонной гимнастической
скамейке.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с
изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег;
высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в
длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Катание на коньках
Передвижение на коньках; повороты; прыжки; торможение.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с
использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и
координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на
координацию, выносливость и быстроту.
На материале катание на коньках: упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в
корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
15

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные
игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения
Данный материал используется для развития основных физических качеств и
планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага,
глубоких выпадов, в присеве, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в
стойках на ногах, в сидя; выпады и полушагами на месте; «выкрути» с гимнастической
палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя
у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в
себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и сидя); индивидуальные
комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий;
передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе;
ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся
темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой
позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в
положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос
препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку
матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и
последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на
широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и
контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных
мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по
намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки, ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной
осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих
упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на
контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы
упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на
руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и
дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические
палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных
мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным
отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в
упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с
опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание, лежа с опорой на
гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением
вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и
влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический
мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики

16

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре;
пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на
месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной
скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки
в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и
ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с
поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности,
чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или
изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный
6_минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное
преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном
темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг)
одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами
(сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку;
прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с
продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров,
расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полу приседе и приседе;
запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале катание на коньках.
Развитие координации: перенос тяжести тела (на месте, в движении); комплексы
общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на коньках; скольжение на
правой (левой) ноге после двух-трех шагов.
Учебно-тематический план 1-4 классов
Разделы программы

1 класс

Знания о физической культуре
(История
физической культуры. Физическая культура и спорт
в современном обществе. Базовые понятия
физической
культуры.
Физическая
культура
человека.)
Организация и проведение занятий физической
культурой
Оценка
эффективности
занятий
физической
культурой
Легкая атлетика

2 класс

23

23

3 класс

23

4 класс

23

В процессе урока
20
18
16
22
99

Гимнастика с основами акробатики
Катание на коньках
Подвижные и спортивные игры
Всего часов

21
25
16
17
102

21
25
16
17
102

21
25
16
17
102

Учебно-тематический план 1 класса
№

Вид

программного

Кол-во

1

2

3

4

17

Учебная программа предмета «Физическая культура» 1-4 класс
п/п
1
2
3

4
5

материала
Основы знаний
Легкая
атлетика
и
кроссовая подготовка
Подвижные
игры
с
элементами спортивных
игр
Гимнастика с элементами
акробатики
Катание на коньках
Всего часов:

часов
23

четверть
7

четверть
7

четверть
3

Четверть
6

20

10

3

2

5

22

5

5

3

9

18

2

9

3

4

16

16

99

24

24

27

24

Учебно-тематический план 2-4 классов
№ п/п
1
2
3

4
5

Вид программного материала
Основы знаний
Легкая
атлетика
и
кроссовая подготовка
Подвижные
игры
с
элементами
спортивных
игр
Гимнастика с элементами
акробатики
Катание на коньках
Всего часов:

Кол-во
часов
23

1
Четверть
8

2
четверть
6

3
четверть
6

4
Четверть
3

21

7

1

4

9

17

2

6

2

7

25

7

11

2

5

16
102

16
24

24

30

24

7. Материально-техническое обеспечение
Литература
•
А.П. Матвеев. Физическая культура. Учебник. 1 класс.
•
А.П. Матвеев. Физическая культура. Учебник. 2 класс.
•
А.П. Матвеев. Физическая культура. Учебник. 3/4 класс.
Технические средства обучения:
•
Мячи (волейбольные, баскетбольные, футбольные) Обручи; Скакалки; Маты;
Спортивные комплексы; Гимнастический Конь; «Лягушка»; Фишки; Шведская стенка;
Гимнастическая палка; Перекладина; Коньки т.д.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».