Учебная_программа_Окружающий_мир_1-4_класс_УМК_Перспектива

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
1. Пояснительная записка
Учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-4 классы разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ №373 от 06.10.2009 г. зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009
г., рег.№17785 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», введен в действие с 1
января 2010 года), фундаментального ядра содержания общего образования, основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ Сорской СОШ №1, с
учетом тематического планирования, предложенного авторами УМК «Перспектива»
Плешаков А.А., М.Ю.Новицкой.
Цели:
 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе,
обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социальногуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его
важнейших взаимосвязях.
Основнымизадачами реализации содержания предмета является формирование у
ребёнка:
 уважительного отношения к семье, к городу, а также к региону, в котором проживают
дети, к России, её природе и культуре, истории;
 понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание
своего места в нём;
 модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
 психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Место учебного предмета в учебном плане МБОУ Сорской СОШ №1
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой
начального общего образования МБОУ Сорской СОШ №1 в объёме 270 часов, из них в
1классе – 66ч., во 2-4 классах – по 68 часов.
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с природой,
историей, культурой и искусством Хакасии, В содержание уроков входит знакомство с
творчеством известных хакасских художников, предусмотрены коллективные и
индивидуальные работы краеведческой направленности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для
формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого
личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру
~3~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания
нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в
окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и
мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего
образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для
формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической
грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за
природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы
природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет
наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовнонравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных
ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями
духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена
содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин
начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет
умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и
изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей
способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира
вокруг.
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические
принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные
знания и опыт гуманитарных наук. Программу определяют важнейшие компоненты
культуры – норма, ценность. Идеал, что позволяет представить такое явление, как мир.
Системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурнодолжного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать
целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными
явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры,
необходимые человеку.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения
младшими школьниками окружающего мира:
 природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и
неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
 природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического
здоровья человека;
 мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Постепенно с позиций культурологического подхода и с учётом увеличения
возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового
потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и
социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимосвязи:
~4~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»












природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры,
отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого
себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения окружающему миру является осмысление
учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе
в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к
природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и
выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства,
сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни
в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном
здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.

~5~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом
которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к
себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур.
4. Результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
8. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее существования.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения.
~6~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
4. Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни.
3. Осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в
окружающем мире.
2 класс
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической
принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
~7~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменных
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в
окружающем мире.
3 класс
Личностные результаты:
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
~8~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2.Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и
практических задач.
5.Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами, осознанного высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектах, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
~9~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты
1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни.
3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в
окружающем мире.
4 класс
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

~ 10 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её
4. Реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
7. Овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;уважительное отношение к России,
родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной
жизни;
2. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
4. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.

~ 11 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
1 класс
Обучающиесябудут знать:
 свой домашний адрес и адрес школы;
 правила безопасности при переходе улицы;
 правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений
культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за
 городом;
 основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
 объекты неживой и живой природы;
Обучающиеся получат возможность научиться:
 различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и
домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных
материалов, из которых они изготовлены;
 различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной
культуры;
 приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры
определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда,
 семейные традиции и т. п.);
 рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена
знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
 сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от
детства до старости);
 проводить несложные наблюдения в окружающей среде; следовать инструкциям и
правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
 использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
 определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
 понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья;
 используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
 использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний;
 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им.
~ 12 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
2 класс
Обучающиесябудут знать:
 характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни
травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
 названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений,
насекомых, птиц, зверей и других животных;
 некоторые экологические связи в природе;
 особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в
природе;
 изученные правила поведения в природе;
 особенности охраны здоровья в разное время года;
 народные названия месяцев;
 народные приметы и присловья о временах года;
 дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
 главные календарные праздники народов своего края.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
 проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
 различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в
природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
 объяснять на примерах некоторые экологические связи;
 выполнять изученные правила поведения в природе;
 выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
 разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с
главными календарными праздниками народов своего края;
 загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой
природы;
 рассказывать 2–3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
3 класс
Обучающиеся будут знать:
 человек — часть природы и общества;
 что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
 основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
 основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных
 (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и
несъедобные грибы;
 взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между
растениями и животными, между различными животными);
 взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека,
отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по
 охране природы, правила личного поведения в природе);
 строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
 правила гигиены; основы здорового образа жизни;
~ 13 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила
противопожарной безопасности, основы экологической
 безопасности;
 потребности людей; товары и услуги;
 роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и
промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
 некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с
Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы
 (с опорой на карту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
 распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать
наиболее распространенные в данной местности растения, животных,
 съедобные и несъедобные грибы;
 проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические
работы, фиксировать их результаты;
 объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между
природой и человеком;
 выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;
выполнять посильную работу по охране природы;
 выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при
небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для
 очистки воды;
 владеть элементарными приемами чтения карты;
 приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной
Европы и их столиц.
4 класс
Выпускникбудет знать:
 природные зоны России: географическое положение, климат, растительный и
животный мир, условия жизни населения;
 особенности хозяйственной деятельности людей (на примере родного края, города,
села);
 важнейшие экологические проблемы в современном мире; строение и функции
органов и систем организма человека;
 основные вехи и события истории Отечества (в соответствии с требованиями
образовательного минимума); культурно-исторические традиции разных народов
нашей страны;
 основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.
Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
 как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через
водную преграду;
 меры пожарной безопасности при разведении костра.


Выпускник получит возможность научиться:
 характеризовать природные зоны страны;
~ 14 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»












приводить примеры взаимосвязи между географическим положением местности,
природными особенностями и хозяйственной деятельностью людей;
показывать на карте крупные города страны;
приводить примеры положительного и отрицательного взаимодействия человека с
природой;
проводить целенаправленные наблюдения в природе;
кратко рассказывать о важнейших событиях истории Отечества.
правильно переходить дорогу, перекресток;
ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным
предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную
переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и
погасить костер;
вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и
ссадинах, ушибе небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или
нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа.
оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата
(кистей рук, бедра, колен).



6. Содержание учебного предмета
1 класс
Мы и наш мир
Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) — наш помощник
в дороге к открытию окружающего мира.
Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный
маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня.
Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа. Растения, грибы,
животные — живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между
неживой и живой природой.
Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и
произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений
тела, музыкальных инструментов.
Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры.
Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в
том числе народов своего края.
Рукотворная игрушка из природных материалов.
Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического
творчества народов России, в том числе — своего края.
Наш класс
Объекты природы и предметы культуры в классной комнате.
Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов.
Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между
одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и
взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе

~ 15 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений.
Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за
комнатными растениями.
Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые
представители этих групп растений, встречающиеся возле школы.
Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей
аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума
(растения, рыбы, улитки).
Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки.
Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом
старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и
человечества.
Наш дом и семья
Схема родословного древа.
Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов
своего края. Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта,
народные сказки, былины, предания в семье.
Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни.
Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и
поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство
электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при
обращении с водой, газом, электричеством в быту.
Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения.
Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода.
Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты
из жарких стран на нашем столе и у себя на родине.
Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция
особого отношения к хлебу.
Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились
культурные растения.
История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и
средства ухода за собакой.
Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние
животные; их роль в нашей жизни.
Город и село
Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь
названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках.
Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты.
Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник
природы, ботанический сад, зоопарк и др.). Природа в городе — источник красоты,
здоровья, хорошего настроения.
Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные
деревья. Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники
нашего города.
~ 16 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями.
Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду.
Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы
можем помочь обитателям парка.
Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью.
Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка.
Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша
общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют,
минута молчания.
Профессии в городе и селе.
Родная страна
Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг,
герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны,
при подъёме Государственного флага России. Карта своего края.
Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная,
хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной культуре. Герб
Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный,
синий, золотой.
Своеобразие культур разных народов России.
Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по
охране природы.
Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной
книги России, причины сокращения их численности и меры охраны.
Заповедники — особо охраняемые природные территории. Правила поведения в
заповедниках.
Человек и окружающий мир
Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека.
Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир.
Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение
внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение
этих изменений в изобразительном искусстве.
Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство —
молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в
творчестве разных народов мира.
2 класс
Время и календарь (13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с
термометром)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла
и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения
времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные
часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный
~ 17 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень (16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три
встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные
праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура,
дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая
пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части
растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей,
листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных
растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в
жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья. Деревья и
кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев.
Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными.
Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и
с помощью ветра.
Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с
растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие
между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление
о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного
отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах
погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение
продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — деньпогодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами —
одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц
зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых,
птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя
вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью.
Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за
изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по
традициям хакасского народа.
Зима (13 ч +2ч экскурсии-прогулки)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
~ 18 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника;
защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые
могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к
суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла).
Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья
(воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др.
(по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах
и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные
народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за
жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям
хакасского народа.
Весна и лето (15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—
«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние
снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и
распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения,
эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим
растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от
насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения
к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная
традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях.
Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ
лягушки и ужа в народном искусстве.
~ 19 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых,
птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений
в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние днипогодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году.
Летнееноволетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над
изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного
поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по
традициям хакасского народа.
3 класс
Человек и природа.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты
и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов
России и мира.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные
размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад,
перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные
явления в творчестве народов России и мира.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ
воды в традиционной народной культуре.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания
разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные.
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
~ 20 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Образы животных в традиционной народной культуре.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные).
Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных,
животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный
календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд
людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том
числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного
мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга
России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.
Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья
окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношения к людям с
ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей.
Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы
человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовнонравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее
представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений
разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей,
социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к
чужому мнению.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик
человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и
его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура
общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и
мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира.
Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею
художественного музея.
Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение
имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы
жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной
~ 21 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека.
Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в
семье. Место работы членов семьи, их профессии.
Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего
края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и
фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства,
преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная
ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.
Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных
событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки,
фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной
культуре народов России и мира.
Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив,
сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный
коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы;
совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим
миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в
школьные годы.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо
владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта.
Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и
личный транспорт. Правила пользования транспортом.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно- смысловое
содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности
и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День
Победы, День России, День защиты детей, День народного единства и др.
Россия на карте, государственная граница России.
Moсква – столица России. Святыни Москвы — святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Народы,
населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край
— частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название,
основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
~ 22 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов,
проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные
сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти
выдающегося земляка.
Начальные представления о культуре России в разные исторические времена
(образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта,
труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом
(жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования,
народные праздники и обычаи.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за
сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование
труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на
воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого
человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного
поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила
безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей
— нравственный долг каждого человека.
4 класс
Мы - граждане единого Отечества
Необходимость объединения людей в сообщества. Различные типы сообществ и
общественных групп. Общие цели и интересы — основа объединения людей в
сообщества. Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах наших
предков и в современных обществах. Духовно-нравственные и культурные ценности —
основа жизнеспособности российского общества. Значения понятий «гражданин»,
«гражданское общество», «соотечественник».
Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и
интересами. Факторы, объединяющие граждан России между собой: память о прошлом,
созидательный труд в настоящем и надежды на будущее. Государственный язык и
символика России (герб, флаг, гимн).
Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного
устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Статьи Конституции РФ и
нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре.
Права ребёнка, гарантированные Федеральным законом. Происхождение закона
от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН. Права ребёнка и
нравственное отношение к детям, выработанное в культуре народов России. Важность
Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Специальная лексика Федерального
закона о правах ребёнка, Всеобщей Декларации прав человека и Декларации прав
ребёнка ООН.
~ 23 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической
республики и Конституция страны. Президент Российской Федерации — глава
государства. Три ветви государственной власти.
Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной
группе. Устройство региональных органов государственной власти. Республики РФ как
субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ на карте России.
Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель
обустройства государственной границы. Ближайшие соседи России в мире.
Путешествия в Беларусь и Монголию. Добрососедство разных стран на Земле как
культурная ценность.
Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре
народов России и мира. Родные языки и творчество народов России как источник
сведений о прошлом и носитель нравственных норм и идеалов. Жизнь и деятельность
создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия своего
народа и всей России.
Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного
обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей
культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных
норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России (в
том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества.
По родным просторам
Физическая карта России. Россия — самая большая по территории страна мира.
Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту).
Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности,
холмы, балки, овраги. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения
на карте. Нефть и природный газ - важнейшие подземные богатства России. Бережное
отношение к полезным ископаемым.
Реки России их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки.
Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны.Озёра
России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие озёр России.
Крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны.Моря, омывающие берега
России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная
характеристика Белого и Чёрного морей.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны,
порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины
смены природных зон. Представление о высотной поясности.
Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир
арктических пустынь. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные
исследования на островах Северного Ледовитого океана.
Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры.
Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство — основное занятие
северных народов.
~ 24 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Лесные зоны России:
зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов. Природные условия,
растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообществах.
Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные
условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном
сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её
экологические последствия.
Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь.
Природные условия, растительный и животный мир пустынь. Экологические связи в
пустынном сообществе.
Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия,
растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа, экологические связи в
природе этих мест. Город-курорт Сочи - главная здравница страны.
Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от
особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир
родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях.
Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири,
различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными
чертами природных зон их традиционного обитания.
Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России.
Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных
зонах, и меры по их охране.
Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных
природных зонах, их вклад в охрану природы страны.
Путешествие по Реке времени
Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти
о прошлом до изобретения письменности. Особенности устной памяти о далёком
прошлом: соединение реальной основы с поэтическим вымыслом, отражающим
народную оценку события или исторической эпохи. Два значения понятия истории: как
науки, исследующей события, происшедшие в мире человеческих сообществ, и как
последовательности и причинно-следственной взаимосвязи этих событий во времени.
Традиции счёта исторического времени и схематичное представление хронологии
(схема «Река времени», лента времени). Роль и место Геродота и летописца Нестора в
мировой и отечественной исторической науке.
Роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы археологов. Олень
— золотые рога: археологические находки из скифских курганов и в Сибири.
Российские учёные-археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую
науку.«Повесть временных лет» — древнерусская летопись. Многообразие славянских и
неславянских племён, обитавших на Восточно-европейской равнине. Связь названий
славянских племён с особенностями мест обитания и именами предполагаемых
родоначальников.
Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое
Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой
древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого
Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси.
~ 25 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава
Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности.
Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего
Древнюю Русь: вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие
славянской
письменности,
утверждение
духовно-нравственных
ориентиров
христианства. Выбор как проявление духовно-нравственных позиций, ведущих к
важным последствиям и в жизни человека, и в истории человеческого общества. День
памяти князя Владимира Святого как государственный праздник России.
Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха,
Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского
государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.
Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю
Русь. Военная угроза стране со стороны Запада. Древнерусские князья Александр
Невский, Даниил Московский и их потомки в борьбе за независимость и объединение
разрозненных княжеств вокруг Москвы. Идея единства в композиции иконы Андрея
Рублёва, написанной по благословению Сергия Радонежского, и объединение войск
русских княжеств на Куликовом поле.
Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления
князя Ивана III. Деятельность Ивана Грозного — первого царя Московской Руси.
Деяния соотечественников в XVI—XVII вв. Развитие самых разных направлений
деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель,
строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной
жизни человека.
События Смутного времени в жизни страны. Борьба за независимость и единство
Отечества. Князь Дмитрий Пожарский и гражданин Козьма Минин как выдающиеся
носители базовых национальных ценностей. Поволжские города, объединившиеся для
второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и
гражданина Козьмы Минина.
Преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и
в эпоху Петра I. Создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и
образования. Санкт-Петербург — новая столица обновлённой России.
Деятельность
великих
соотечественников
в
послепетровское
время.
Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Вклад М.В. Ломоносова,
А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в
укрепление авторитета России в мире. Память о великих соотечественниках в России и
за рубежом. Понятия «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества»,
«общее благо» как культурная ценность.
Отечественная война 1812 г. и народная историческая память. Ход войны, её
народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец, истинный сын
Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом.
Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой
исторической памяти народа.
Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и торговли.
Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль —
крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на
~ 26 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Всемирной выставке в Париже 1900 г. Наши соотечественники в созидательной работе
российской промышленности XIX в.
Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX — начале XX в.
Создание Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Российские достижения,
признанные во всём мире: вокальная школа басов Ф.И. Шаляпина, Дягилевские сезоны
в Париже начала XX в.
Развитие изобразительного искусства и литературы России в XIX — начале XX
в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовнонравственных проблем российской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища
мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.
События в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой
войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Раскол в
российском обществе начала XX в. как результат этих событий.
СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.:
промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация
безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем
сорока народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.
Основные этапы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: внезапное
нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск;
блокада Ленинграда, оборона Москвы как перелом в ходе войны, Сталинградская битва,
Курская битва, мощное наступление советских войск на запад — освобождение
Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и
стран Восточной и Западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора. Героизм
представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества.
Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, перестройка
промышленности на военный лад, тяжёлый крестьянский труд. Сохранение культурного
наследия в годы войны. Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков,
трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.
Семейная память — основа исторической памяти народа. Документы (письма,
фотографии и др.) и реликвии Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.,
хранящиеся в семьях, как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и
истории народа.
Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет
после Великой Отечественной войны. Масштаб разрушений и жертв военного времени
(Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и др.). Эффективность созидательной
деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы. Важное значение
духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя.
Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании,
искусстве и спорте в 1950—1970-х гг. Наши соотечественники, прославившие страну
своими успехами.

~ 27 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Мы строим будущее России
Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и
жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической,
политической, социальной жизни страны за этот период.
Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности.
Положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского
хозяйства. Виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на
благополучие природы и здоровье людей.
Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и
гражданских инициатив в стране — важнейшая задача нашего времени. Социальная
ответственность граждан — залог благополучия России.
Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для
нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных
мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в
своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального
искусства и лучшими человеческими качествами. Сохранение традиционного наследия и
складывание новых позитивных традиций в современной культурной жизни России как
верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире.
Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих
качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между
личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России, между
достижением достойных целей ради собственного блага и процветанием России.
Правила безопасной жизни
Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная
разметка. Правила перехода дорог. Соблюдение правил движения велосипедистами.
Причины дорожно-транспортного травматизма.
Перекрестки.
Сигналы,
подаваемые
водителями
транспортных
средств. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Костер.
Меры
пожарной
безопасности
при
разведении
костра.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.
Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон
горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам. Безопасная
переправа через водную преграду. Умение вязать узлы.
7. Материально-техническое обеспечение
Учебно – методический комплект
Учебник
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной
школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2012г.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной
школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2012г.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной
школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2012г.
~ 28 ~

Учебная программа предмета «Окружающий мир»
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной
школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2012г.
Пособия для учащихся
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 1 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение
Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1класса
начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС
Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2класса
начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС
Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3класса
начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС
Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4класса
начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС









Информационно-коммуникативные средства.
Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).
Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А.
Плешакова.
Коллекции для курса природоведения: образцы металлов, образцы строительных
материалов, образцы пластмассы, образцы древесных пород, образцы тканей и ниток,
торф, нефть.
Гербарий
Глобус
Географические карты

~ 29 ~


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».