Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 1.Пояснительная записка Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ № 373 от 06.10. 2009 г. зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г., рег. № 17785 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», введен в действие с 1 января 2010 года), фундаментального ядра содержания общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Сорской СОШ№1. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур 6. Основы светской этики Цель учебного курса ОРКСЭ: - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ: 1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики. 2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. 4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Место курса учебного курса ОРКСЭ в учебном плане Курс ОРКСЭ для 4 класса разработан на 34 учебных часа на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Сорской СОШ №1. 2.Общая характеристика курса Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», а также является единой комплексной учебновоспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. 3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально государственного, духовного единства российской жизни. 4. Результаты освоения курса Личностные УУД: -Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном. -Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д. -Осознание важности познания нового. -Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг». -Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм Регулятивные УУД: -Самостоятельно организовывать свое рабочее место. - Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. -Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. - Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. - Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). - Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. - Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» - Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Познавательный УУД - Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. - Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации. - Составлять план текста. - Представлять свою информацию , в том числе с применением средств ИКТ. - Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. - Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. - Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. - Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД - Умение слушать и слышать. - выражать свои мысли и выступать перед аудиторией. - работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы. - выполнять работу по цепочке. - видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них. - находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. - подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения. - понимать, что разные точки зрения имеют разные основания. 5.Требования к уровню подготовки учащихся по курсу В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие понятия: -воспитать в себе порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения; -сформировать представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, понимать их значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним; -научиться выявлять ценностно-смысловые связи учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы; -каждая культура имеет собственный контекст и свою логику; -ни одна культура не может быть лучше другой; - каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием. Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 6.Содержание курса Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить: -понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; -формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики; -формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям; -знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их -понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; -укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Любовь и уважение к Отечеству. многоконфессионального народа России. Патриотизм многонационального и Учебный модуль «Основы светской этики» На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, его жизни. Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством , уроками музыки. В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований. Учебный модуль «Основы православной культуры» Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учебный модуль «Основы буддийской культуры» Буддизм — старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи. Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного пути.Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме. Четыре благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий. Распространение буддизма.Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы. Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит. Учебный модуль «Основы исламской культуры; Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога. Первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк Мухаммад — «печать пророков». Коран — священная книга мусульман. Сунна — предание о жизни пророка Мухаммада. Значение Корана и Сунны в религиознойи повседневной жизни мусульман. Пять столпов ислама. Шахада. Мекка, мечеть АльХарам, Кааба. Черный камень и легенды о его происхождении. Учебный модуль «Основы иудейской культуры» Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представления о Боге в иудаизме. Представления о сотворении мира и человека в иудаизме.Шаббат. Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. Правило Гилеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему. Обряды жизненного циклав иудаизме: брит-мила, бар-мицва и бат-мицва, свадьба. 7. Материально- техническое обеспечение 1. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ Студеникин М.Т. -М.:ООО «Русское слово- учебник», 2014 г.-160 С. 2.Кураев А.В.ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» М.:Просвещение,2014 г. 3. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры -М.:Просвещение,2014 г. 4. Членов М.А., Миндрина Г.А.,Глоцер А.В.Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культур-М.:Просвещение,2014 г. 5. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры- М.:Просвещение,2014 г. 6. Беглов А.Л., СаплинаЕ.В.,Токарева Е.С. и др.Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур- М.:Просвещение,2014 г.