Учебная_программа_ОРКСЭ_4_класс

Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и
светской этики»
1.Пояснительная записка
Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». 4
класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (приказ № 373 от 06.10. 2009 г. зарегистрирован
Минюстом России 22.12.2009 г., рег. № 17785 « Об утверждении и введении в действие
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», введен в действие с 1 января 2010 года), фундаментального ядра
содержания общего образования, основной образовательной программы начального
общего образования МБОУ Сорской СОШ№1. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя
модули:
1.
Основы православной культуры;
2.
Основы исламской культуры;
3.
Основы буддийской культуры
4.
Основы иудейской культуры;
5.
Основы мировых религиозных культур
6.
Основы светской этики
Цель учебного курса ОРКСЭ:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы.
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Место курса учебного курса ОРКСЭ в учебном плане
Курс ОРКСЭ для 4 класса разработан на 34 учебных часа на основе основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ Сорской СОШ №1.
2.Общая характеристика курса
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой
единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных
модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы

Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и
светской этики»
иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных
культур», «Основы светской этики», а также является единой комплексной учебновоспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим
целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение
которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах
учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых
связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной
школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их
значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано
сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но
и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного
гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего
ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу
во имя социального сплочения.
3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания
религиозного,
культурного
многообразия
и
исторического,
национально
государственного, духовного единства российской жизни.
4. Результаты освоения курса
Личностные УУД:
-Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном.
-Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.
-Осознание важности познания нового.
-Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
-Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения
общечеловеческих норм
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы
(циркуль).
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и
светской этики»
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Познавательный УУД
- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
- Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза,
классификации.
- Составлять план текста.
- Представлять свою информацию , в том числе с применением средств ИКТ.
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД
- Умение слушать и слышать.
- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией.
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять
свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.
- выполнять работу по цепочке.
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и
мотивированно присоединяться к одной из них.
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения.
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
5.Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
В результате освоения данного курса школьниками
должны быть усвоены
следующие понятия:
-воспитать в себе порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего
Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции,
готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального
сплочения;
-сформировать представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, понимать их
значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним;
-научиться выявлять ценностно-смысловые связи учебного предмета с другими
гуманитарными предметами начальной и основной школы;
-каждая культура имеет собственный контекст и свою логику;
-ни одна культура не может быть лучше другой;
- каждая культура обладает значимым для развития человечества
ценностным
содержанием.

Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и
светской этики»

6.Содержание курса
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в
учебный курс, должно обеспечить:
-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни
человека и общества;
-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и
светской этики;
-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и
развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет
собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести
учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых
религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость
по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в
себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как
самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках
четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются
общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического
раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального
народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые
соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно
к каждому из учебных модулей.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и
их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира.
Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в
религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в
религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в
искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные
ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и
светской этики»
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
многоконфессионального народа России.

Патриотизм

многонационального

и

Учебный модуль «Основы светской этики»
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и
порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и
терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий
светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают
много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в
общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с
историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов,
узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы,
хорошо знакомых всем терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с
русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством , уроками музыки.
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями
школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей,
выработку согласованных действий и единых требований.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию.
Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные
христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Буддизм — старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи.
Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного
пути.Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме. Четыре
благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий.
Распространение буддизма.Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни
буддистов. Буддийские храмы. Трипитака. Языки священных буддийских текстов.
Санскрит.
Учебный модуль «Основы исламской культуры;

Учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и
светской этики»
Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе.
Запрет на изображение Бога. Первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк
Мухаммад — «печать пророков». Коран — священная книга мусульман. Сунна —
предание о жизни пророка Мухаммада. Значение Корана и Сунны в религиознойи
повседневной жизни мусульман. Пять столпов ислама. Шахада. Мекка, мечеть АльХарам, Кааба. Черный камень и легенды о его происхождении.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога.
Представления о Боге в иудаизме. Представления о сотворении мира и человека в
иудаизме.Шаббат. Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание.
Правило Гилеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к
ближнему. Обряды жизненного циклав иудаизме: брит-мила, бар-мицва и бат-мицва,
свадьба.
7. Материально- техническое обеспечение
1. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/
Студеникин М.Т. -М.:ООО «Русское слово- учебник», 2014 г.-160 С.
2.Кураев
А.В.ОРКСЭ
Модуль
«Основы
православной
культуры»
М.:Просвещение,2014 г.
3. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики.
Основы исламской культуры -М.:Просвещение,2014 г.
4. Членов М.А., Миндрина Г.А.,Глоцер А.В.Основы религиозных культур и светской
этики. Основы иудейской культур-М.:Просвещение,2014 г.
5. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы
буддийской культуры- М.:Просвещение,2014 г.
6. Беглов А.Л., СаплинаЕ.В.,Токарева Е.С. и др.Основы религиозных культур и
светской этики. Основы мировых религиозных культур- М.:Просвещение,2014 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».