Учебная_программа_Математика_1-4_классы_УМК_Школа_России

Учебная программа предмета «Математика»

~1~

Учебная программа предмета «Математика»
1. Пояснительная записка
Учебная программа по предмету «Математика» для 1-4 классы разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ № 373 от 06.10. 2009 г. зарегистрирован Минюстом России 22
декабря 2009 года №17785 «Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования», введен в
действие с 01 января 2010 года), фундаментального ядра содержания общего образования,
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Сорской
СОШ №1 с учетом тематического планирования, предложенного авторами УМК «Школа
России» М.И. Моро.
Основной целью начального обучения математике являются: математическое
развитие младших школьников, формирование системы начальных математических
знаний, воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей начального математического образования:
• формировать
элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на
основе овладения несложными математическими методами познания окружающего
мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять
количественные и пространственные отношения);
• развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления;
• развивать пространственное воображение;
• развивать математическую речь;
• формировать систему начальных математических знаний и умений их применять
для решения учебно-познавательных и практических задач;
• формировать умения вести поиск информации и работать с ней;
развивать познавательные способности;
• воспитывать стремление к расширению математических знаний;
• формировать критичность мышления;
• развивать умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное
суждение, оценивать и принимать суждения других.
Место учебного предмета в учебном плане МБОУ Сорской СОШ №1.
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой
начального общего образования МБОУ Сорской СОШ №1 в объёме540 часов, из них в 1
классе 132 часа, во 2-4 классах по 136 часов.
Региональный компонент в курсе реализуется через решение задач, выражений,
содержащих краеведческую направленность.

2. Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён
арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной
стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание,
~2~

Учебная программа предмета «Математика»
отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей
необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения
образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле,
арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках
математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как
результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных
чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с
целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между
собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить
неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и
результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и
делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие
школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении
некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий
с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса,
вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и
соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов
алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как
показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе
математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более
глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических
действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между
величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему
освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают
текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более
детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач
того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения,
противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения
взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить
анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать
правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на
моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей
воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с
жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний,
пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению.
Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса,
школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами
окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и
~3~

Учебная программа предмета «Математика»
воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным
ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях;
формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных
математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с
текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и
математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и
результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между
объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими
величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую
линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они
овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка,
чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими
геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического
содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и
закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в
основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности
умений работать с информацией.
Знакомство со средствами ИКТ
• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
выполнять компенсирующие физические упражнения (мини зарядку);
• организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Запись, фиксация информации
• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств
(фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
• сканировать рисунки и тексты.
Обработка и поиск информации
• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому
качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители
(флэшкарты);
• описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
• собирать числовые данные в естественно - научных наблюдениях и экспериментах;
• пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать
основным правилам оформления текста;
• использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять
и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
• искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках,
базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;

~4~

Учебная программа предмета «Математика»
составлять список используемых информационных источников (в том числе с
использованием ссылок);
• грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к
информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать,
оформлять и сохранять их;
• создавать сообщения в виде аудио - и видеофрагментов или цепочки экранов с
использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
• готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
• создавать диаграммы, планы территории и пр.;
• создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
• составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
• размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного
лицея;
• пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать
ход
• представлять данные;
• создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной
клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
• определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые
алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с
использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
• планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
• проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной
деятельности и деятельности группы;
• моделировать объекты и процессы реального.
Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной
деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить
полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей,
формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и
сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия
и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать
математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины,
геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства,
проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи,
моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а
~5~

Учебная программа предмета «Математика»
также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать
обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между
различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости
величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и
распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания
закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие
познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний,
совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления
младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по
предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при
решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации,
дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность
предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для
успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с
языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать
математический текст, высказывать суждения с использованием математических
терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать
правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда
и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий,
умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются
основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения,
аргументировано
подтверждать
или
опровергать
истинность
высказанного
предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения
логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные
знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в
процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных
дисциплин.
Математические
знания
и
представления
о
числах,
величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания
законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного
восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры,
сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы
способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов
(включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только
самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и
описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать,
контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и
обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие
~6~

Учебная программа предмета «Математика»
творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в
их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании
окружающего мира.
3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в
представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений
и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения
как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы
занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и
работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний
и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный,
социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к
результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие
целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
—уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе:
—доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству
и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать
право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех
участников;
-развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения,
коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести)
как регуляторов морального поведения;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию,
а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как
условия её самоактуализации:

~7~

Учебная программа предмета «Математика»
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим
поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности
за их результаты;
–формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов
обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе
формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает
высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития
обучающихся.
4. Результаты освоения курса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
– Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
– осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему мир;
– целостное восприятие окружающего мира;
– развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий;
– рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
– установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе
на результат.
Метапредметные результаты.
– Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства и способы её осуществления;
– овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
– умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
– способность использовать знаково-символические средства представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач;
– использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение
~8~

Учебная программа предмета «Математика»
вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты
измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения;
– определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в
соответствии с содержанием учебного предмета «математика»;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
– умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Математика».
Предметные результаты.
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
-устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно
выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
-группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
-читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя
основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм —
грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр
— метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр —
миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с
этими величинами.
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои
действия;
-выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени),
объяснять свои действия.
Арифметические действия.
-выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с
использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных
арифметических действий (в том числе деления с остатком);
-выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных
и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с
~9~

Учебная программа предмета «Математика»
нулём и числом 1);
-выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;
-вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия,
со скобками и без скобок).
-выполнять действия с величинами;
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия,
прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
-анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между
условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
-решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим
способом (в 1—2 действия);
-оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
-решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли
(половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
-решать задачи в 3—4 действия;
-находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду,
цилиндр, конус.
Геометрические величины.
- измерять длину отрезка;
-вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Работа с информацией.
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
-читать несложные готовые столбчатые диаграммы;
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений;

~ 10 ~

Учебная программа предмета «Математика»
овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в
игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с
таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать
и интерпретировать данные.
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её
на принтере).
5.Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.
1-й класс.
К концу изучения курса «Математики» учащиеся научатся:
- называть последовательность чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
-знать название и обозначение операций сложения и вычитания;
- использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев
вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);
- решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и
вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на
нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
- распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник,
прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая.
- в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в
пределах 20;
- использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и
вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и
при оценке результатов действий;
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы
(сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма,
размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое
отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего
признака (родовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному
~ 11 ~

Учебная программа предмета «Математика»
основанию;
- использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок,
содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
- определять длину данного отрезка;
- читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх
столбцов;
- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух
действий.
2-й класс
Учащиеся должны уметь:
- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до
100;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения
однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения
операций умножения и деления;
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без
них;
- использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр,
сантиметр, килограмм;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник,
пятиугольник,
шестиугольник,
многоугольник;
выделять
из
множества
четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
3–4-й классы
Учащиеся должны уметь:
-использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в
пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое
следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км),
массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя,
месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра
~ 12 ~

Учебная программа предмета «Математика»
прямоугольника (квадрата);
- пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической
терминологией;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с
остатком);
- выполнять умножение и деление с 0 ; 1; 10; 100;
- осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании,
умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и
алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении
чисел в остальных случаях;
- осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
- использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное
свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на
число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с
использованием названий компонентов;
- решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим
способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений в 2–4 действия;
- использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника
(квадрата) при решении различных задач;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при
решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в
изученных единицах измерения;
- определять время по часам с точностью до минуты;
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
- использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в
натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как
образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в
записи числа;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх
классов;
- рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
- объяснять соотношение между разрядами;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о
количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о
том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
~ 13 ~

Учебная программа предмета «Математика»
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о
позиционности десятичной системы счисления;
- использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин
(длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
- использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между
величинами
(цена,
количество,
стоимость;
скорость,
время,
расстояние;
производительность труда, время работы, работа);
- выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к
вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять
проверку правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление с 1 000;
- решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий,
отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество,
стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы,
работа);
- решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных
направлениях;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим
способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений,
содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке
выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим
алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
- осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной
переменной при заданном значении переменных;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий
сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида:a ± x= b; x – a=
b;a ∙ x = b; a : x= b; x : a= b;
- уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и
объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в
зависимости от изменения одной из компонентов
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный,
равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная,
многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник,
прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус);
Выпускник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои
действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени),
объяснять свои действия.
- выполнять действия с величинами;
~ 14 ~

Учебная программа предмета «Математика»
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия,
прикидки и оценки результата действия).
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли
(половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду,
цилиндр, конус.
- вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных
таблиц и диаграмм;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и
диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований
(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
6.Содержание учебного предмета.
Предметное содержание программы направлено на последовательное
формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и
алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений
работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности,
сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать
собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения.
Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное
расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую
постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для
углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени
самостоятельности
(при освоении новых знаний, проведении обобщений,
формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных
действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного
материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во
многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для
младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и
законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между
~ 15 ~

Учебная программа предмета «Математика»
рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой
понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять
их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Числа и величины.
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000.
Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде
суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм,
центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц,
год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая,
сотая, тысячная).
Арифметические действия.
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия
компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица
умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и
умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента
арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и
умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения,
распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые
выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без
скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств
арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых
выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел,
умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное
число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь
компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на
калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ±
28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их
значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных
выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0
∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе
соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и
результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами.
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение,
вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на
(в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости,
характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт
стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при
~ 16 ~

Учебная программа предмета «Математика»
изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и
др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на
нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка,
схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже,
слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая,
кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник,
прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный
(равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для
выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние
геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод
одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной
длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра
прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный
миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный
километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением
величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой
диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых
выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и
выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и
слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
~ 17 ~

Учебная программа предмета «Математика»
1-й класс.
Общие понятия.
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее
название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов,
разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10.
Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами.
Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа
прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно
следующего за ним при счёте.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20.
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название
чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы
разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти.
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс),
- (минус), = (равно).
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания.
Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи
вычитания.
Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд.
Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр.
Текстовые задачи.
Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...»,
«уменьшить на ...»;
~ 18 ~

Учебная программа предмета «Математика»
Элементы геометрии.
Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые
ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования
термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись,
нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.
Занимательные и нестандартные задачи.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты,
математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.
2-й класс.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели
двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их
последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных
слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд
единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения
компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в
виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство
умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица
умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами
измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
~ 19 ~

Учебная программа предмета «Математика»
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида
а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок
действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры,
математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.
3-й класс
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание (продолжение)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное
свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на
число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления
для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с
остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в
зависимости от изменения компонент. Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Числа от 1 до 1 000.
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц.
Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел.
Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и
вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы
сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 1000.
Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и
деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на
100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись
~ 20 ~

Учебная программа предмета «Математика»
умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное.
Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц,
год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения
длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами
измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время,
расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Элементы алгебры.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b;
х : а = с ± b ; а ∙ х = с ± b ; а : х = с ∙ b ит.д.
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи.
Итоговое повторение.
4-й класс.
Числа от 1 до 1000.
Повторение.
Нумерация.
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их
выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000.
Нумерация.
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.
Величины.
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения
между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения
между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи
палетки.
~ 21 ~

Учебная программа предмета «Математика»
Числа, которые больше 1000.
Величины.
Сложение и вычитание.
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и
сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений;
взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы
проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217,
х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах
100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000.
Умножение и деление.
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и
невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения,
распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация
вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на
сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;
взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы
проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на
основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах
миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке
ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета,
количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника
на нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без
них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
~ 22 ~

Учебная программа предмета «Математика»
г) взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 – 4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей;
построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение.
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения
действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.
Величины.
Геометрические фигуры.
Доли.
Решение задач изученных видов.
7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература:
Учебники.
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.
2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч.
3. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
4. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.
Рабочие тетради.
1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
Экранно-звуковые пособия.
Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

~ 23 ~


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».