Учебная_программа_Литературное_чтение_1-4_классы_УМК_Школа_России

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
1. Пояснительная записка
Учебная программа по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классы разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования( приказ № 373 от 06.10. 2009 г. зарегистрирован Минюстом России
22 декабря 2009 года №17785 «Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования», введен в
действие с 01 января 2010 года), фундаментального ядра содержания общего образования,
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Сорской
СОШ №1 с учетом тематического планирования, предложенного авторами УМК «Школа
России» под редакцией Л.Ф. Климановой.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующей цели: овладение
осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в
системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие
интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение
опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие
художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости
при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к
слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного
опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование
нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание
интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной
России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение
следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное
мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно
ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного
искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем
мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;

~2~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного
уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт
ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
речевые умения;
работать с различными видами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Место учебного предмета в учебном плане МБОУ Сорской СОШ №1.
На изучение литературного чтения в начальной школе выделяется 472ч. В 1
классе–132 ч (33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам
обучения чтению в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) – урокам
литературного чтения.
Во 2-3 классах на уроки литературного чтения отводится 136 ч (34 учебные недели).
В 4 классе на уроки литературного чтения отводится по 102 ч (34 учебные недели)
2.Общая характеристика курса.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после
обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов
России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной
литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научнопознавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи,
рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги
пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к
другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и
эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и
читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с
разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся,
на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык
чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения
навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в
пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы
интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения
(беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания
прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и
~3~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и
предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное,
изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся
целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и
выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится
параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух
высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать
вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку
зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях
учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и
общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических)
произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский
текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно
пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и
полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного
произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о
текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные,
деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с
содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми
умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение
главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают
первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого
литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ,
стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица,
считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные
средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение,
эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный
образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты,
учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а
именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания
читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через
который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который
позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно
воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с
использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных
мыслей).

~4~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки,
характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения
героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл
прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности,
которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и
проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом
(со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и
активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой
подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения,
формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся
выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования,
инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они
пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к
литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений
работать с информацией.
Знакомство со средствами ИКТ
• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини зарядку);
• организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Запись, фиксация информации
• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
• сканировать рисунки и тексты.
Обработка и поиск информации
• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому
качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители
(флэшкарты);
• пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать
основным правилам оформления текста;
• использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать,
добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
• искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе
с использованием ссылок);
• грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически
относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
~5~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать,
оформлять и сохранять их;
• готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:
создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и
тезисы для презентации;
• пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.
Планирование деятельности, управление и организация
• определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые алгоритмы) в несколько действий;
• планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира;
• проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной
деятельности и деятельности группы.
Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной
деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить
полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей,
формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и
сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия
и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание
и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как
среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и
научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение
ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как
ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует
формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви,
благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,
состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии
~6~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации
средствами
учебного
предмета
у
ребёнка
развиваются
организованность,
целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное
отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны,
государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие
через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её
жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и
настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но
и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы
мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
4. Результаты освоения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

~7~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в
систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
~8~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом
уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста
по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика
героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по
иллюстрациям, на основе личного опыта.
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения
(удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и
суждений, аргументации, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)
содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научнопопулярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения,
отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность
событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научнопопулярному и художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма
(повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной
теме или при ответе на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила
речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного
произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его
многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять
свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл
прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность
поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать
полученную информацию в практической деятельности;
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на
части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства
~9~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора
к герою, событию;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать
содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не
высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и
содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать
текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру,
язык;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики
научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста
в виде пересказа (полного или выборочного);
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на
текст или собственный опыт;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений
от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению)
литературного произведения по заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой.
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное,
поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его
поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на
вопрос, описание — характеристика героя);
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
Творческая деятельность
читать по ролям литературное произведение;
использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать
причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении
действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе
плана);
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций
картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Литературоведческая пропедевтика.
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя
два-три существенных признака;
отличать прозаический текст от поэтического;
~ 10 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
распознавать
особенности
построения
фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы).
определять
позиции
героев
художественного
текста,
позицию
автора
художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского
текста, используя средства художественной выразительности.
Предметными
результатами изучения курса «Литературное чтение» является
сформированность следующих умений:
1 класс
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении
учителя, учащегося;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений:
различать рассказ и стихотворение.
2 класс
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка,
скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, героипомощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
3 класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать( рисовать) то, что представили;

~ 11 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым
признакам;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
4 класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов
автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу
чтения);
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и
определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к
предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки,
речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определённому периоду (17 в., 18 в., 19 в., 20
в.,21 в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой
детской литературы;
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым
признакам;
видеть языковые средства, использованные автором.
5.Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу 1 класса:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Обучающийся научится:
– осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки,
загадки, песни, сказки);
– читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и
отвечать на вопросы по содержанию;
– правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
– моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о
Родине, о детях, о природе, о животных).
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
~ 12 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
– высказывать суждения о произведении и поступках героев;
– узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
– оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Обучающийся научится:
- определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
– использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок,
фамилия автора, название произведения);
– различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
– сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Обучающийся получит возможность научиться:
– сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
– находить в тексте произведения сравнения, обращения;
– находить в тексте и читать диалоги героев;
– определять примерную тему книги и по обложке, и по иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность».
Обучающийся научится:
– читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
– моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным
эпизодам;
– придумывать истории с героями изученных произведений;
– пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Обучающийся получит возможность научиться:
– иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
– инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
– создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией».
Обучающийся научится:
– получать информацию о героях, произведении или книге;
– работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
– дополнять таблицы, схемы, модели;
– сравнивать произведения по таблице.
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
– дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
– находить в тексте информацию о героях произведений.
К концу 2 класса:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающийся научится:
⎯ отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении,
героях и их поступках;
⎯ определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги,
используя условно-символическое моделирование;
~ 13 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
⎯ понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев
произведения и обогащать свой нравственный опыт;
⎯ находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
⎯читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям
второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
⎯ читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
⎯ читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и
выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
⎯ пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать
алгоритмом подготовки пересказов;
⎯ группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Обучающийся может научиться:
⎯ понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать
свое мнение о поступках героев;
⎯ пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по
собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
⎯ пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
⎯ постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым
разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающийся научится:
⎯ различать стихотворный и прозаический тексты;
⎯ определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
⎯ различать пословицы и загадки по темам;
⎯ использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение,
обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Обучающийся может научиться:
⎯ осознавать нравственные и этические ценности произведения;
⎯ выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
⎯ уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру
или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Обучающийся научится:
⎯ понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
⎯ инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
⎯ моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
⎯ рассказывать сказки с присказками;
⎯ создавать истории о героях произведений.
Обучающийся может научиться:
⎯ делать иллюстрации к изученным произведениям;
⎯ иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
⎯ выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги
о детях», «Сказки о животных»;
~ 14 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
⎯ инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и
литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Обучающийся научится:
⎯ находить информацию о героях произведений;
⎯ работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для
характеристики произведения, книги, героев;
⎯ дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Обучающийся может научиться:
⎯ самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
⎯ находить информацию о книге в ее аппарате;
⎯ сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
К концу 3 класса:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающийся научится:
⎯ читать осознанно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
⎯ выразительно читать подготовленное произведение;
⎯ определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
⎯ пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
⎯ самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам.
Обучающийся может научиться:
⎯ предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
⎯ определять авторскую позицию и высказывать
отношение к герою и его
поступкам;
⎯ оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма
(повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст.
Раздел « Круг детского чтения»
Обучающийся научится:
⎯ пользоваться библиотечным фондом;
⎯ отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской
принадлежности;
⎯ пользоваться справочной литературой.
Обучающийся может научиться:
⎯ ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися
произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающийся научится:
⎯ различать литературные жанры: сказка, пословица, загадка, рассказ, стихотворение,
басня.
⎯ ориентироваться в литературоведческих понятиях: присказка, зачин, диалог,
портрет героя.
~ 15 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
⎯сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя
два-три существенных признака.
Обучающийся может научиться:
⎯ сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд
литературоведческих понятий и средств художественной выразительности.
Раздел «Творческая деятельность»
Обучающийся научится:
⎯ читать по ролям литературное произведение;
⎯ использовать различные способы работы с деформированным текстом.
Ученик может научиться:
⎯ создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
⎯ работать в группе, создавая инсценировки по произведению.
К концу 4 класса:
Раздел « Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающийся научится:
⎯ осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
⎯ читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
⎯ различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
⎯ читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
⎯ использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное;
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
⎯ ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного
текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы);
основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или
подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на
вопросы и задавать вопросы;
⎯ по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию
(конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
⎯ использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на
части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между
событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста,
находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет,
определяющие отношение автора к герою, событию;
⎯ использовать различные формы интерпретации содержания текстов
(формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не
только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять
прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст,
~ 16 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас;
устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например
соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося
их с содержанием текста);
⎯ ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
⎯ передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики
научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного,
краткого или выборочного);
⎯ участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета),
опираясь на текст или собственный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
⎯ воспринимать художественную литературу как вид искусства;
⎯ предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
⎯ выделять не только главную, но и избыточную информацию;
⎯осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
⎯ определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного
произведения;
⎯ оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма
(повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной
теме или отвечая на вопрос;
⎯ высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать
высказанное суждение примерами из текста;
⎯ делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического
использования.
Раздел « Круг детского чтения»
Обучающийся научится:
⎯ ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений
от авторской книги;
⎯ самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по
заданной тематике, по собственному желанию;
⎯ составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к
чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
⎯
пользоваться
алфавитным
каталогом,
самостоятельно
пользоваться
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Обучающийся получит возможность научиться:
⎯ ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися
произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
⎯ определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и
познавательных потребностей;
⎯ писать отзыв о прочитанной книге;
~ 17 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
⎯ работать с тематическим каталогом;
⎯ работать с детской периодикой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Обучающийся научится:
⎯ сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя
дватри существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного;
распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Обучающийся получит возможность научиться:
⎯ сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение,
метафора, эпитет);
⎯ создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского
текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Раздел « Творческая деятельность».
Обучающийся научится:
⎯ читать по ролям литературное произведение;
⎯ создавать текст на основе интерпретации художественного произведения,
репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе
личного опыта;
⎯ реконструировать
текст,
используя
различные способы
работы
с
«деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинноследственные связи.
Обучающийся получит возможность научиться:
⎯ творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
⎯ создавать иллюстрации по содержанию произведения;
⎯ работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
⎯ создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение –
развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
6.Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности.
Умение слушать (аудирование).
Воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватно понимать содержание звучащей речи, умение отвечать на
вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности
событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по
прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского
стиля.
Чтение.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у
них коммуникативно-речевых умений и навыков.
~ 18 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное
увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к самостоятельному чтению.
Самостоятельное чтение. Осознание смысла произведения при самостоятельном чтении (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию,
понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознание
сущности поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать
с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный
лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных
средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.

~ 19 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в
литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в
фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов),
последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для
данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,
пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя
и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя
произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение
главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план
(в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвидеть ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача
информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста
с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными
заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать
~ 20 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм
речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального
этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со
словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и
содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача
содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного,
учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы,
сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими
ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные
жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и
зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.
Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв.,
классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной
(с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными
для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов
Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках
Отечества.
Книги разных видов: художественная,
историческая,
приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские
периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические
произведения.
~ 21 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения.
Первоначальная
ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий),
тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог
героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными средствами.
1 класс.
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей,
составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества,
стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому
принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста
детей стороны их жизни и окружающего мира.
Вводный урок.
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника,
словарём.
Жили-были буквы.
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф.
Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы.
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и
сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель.
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е.
Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К.
Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья.
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С.
Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я.
~ 22 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со
взрослыми.
О братьях наших меньших.
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С.
Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н.
Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
2 класс.
Вводный урок.
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника,
словарём.
Самое великое чудо на свете.
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество
читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество.
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни,
потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки
«Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и
журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень.
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета,
А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели.
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов.
Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших.
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова.
Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина,
Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов.
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима.
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина,
С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые
стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям.
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и
лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы
Н.Н.Носова.
Я и мои друзья.
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы
Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна.

~ 23 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока,
И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз.
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой. Герой авторских
стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран.
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе
С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине». Эни Хогарт. «Мафин и паук».
3 класс.
Вводный урок.
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника,
словарём
Самое великое чудо на свете.
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество.
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и
богородская игрушка.
Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич
и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.
Поэтическая тетрадь 1.
Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение.
Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А.А.Фет. «мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины
природы. Эпитеты.
И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы».
Заголовок стихотворения.
И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.
Великие русские писатели.
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности:
эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности
волшебной сказки. Рисунки И.Билибина
к сказке. Соотнесение рисунков с
художественным текстом, их сравнение.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни.
Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор
музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического
текста и произведения живописи.

~ 24 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве
писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.
Сравнение рассказов ( тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текстрассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2.
Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины
природы. Средства художественной выразительности.
К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных
картин.
Литературные сказки.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной
сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев
сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.
Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и
выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы.
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение
продолжения сказки.
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика
героев.
А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных
вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 1.
Саша Чёрный. Стихи о животных.
А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и
ту же тему.
С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин
цветущей черёмухи.
Люби живое.
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль
текста. Сочинение на основе художественного текста.
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек –
главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.
В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста.
Главные герои рассказа.
В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о
герое произведения.
Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Поэтическая тетрадь 2.

~ 25 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок
стихотворения.
А.Л.Барто «Разлука». «В театре».
С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок»
Проект: «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и
содержания произведения.
А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи
героев. Чтение по ролям.
М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности
юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка
произведений.
Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности
юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов
Н.Носова.
По страницам детских журналов.
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам
журналов для детей.
Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию.
Пересказ.
Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ.
Легенды своей семьи, своего города, своего дома.
Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Зарубежная литература.
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги.
Пересказ.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к
сказке.
4 класс.
Вводный урок.
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника,
словарём. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.
Летописи, былины, жития.
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи –
основные события Древней Руси.
Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических
фактов.
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины.
Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтического и
прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина
В.Васнецова «Богатыри».

~ 26 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского. Детство
Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных
слов и репродукций известных картин.
Проект: «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики.
П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. События
литературной сказки. Герои сказки. Характеристика героя.
А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика
героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана.
М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. «Ашик-Кериб».
Турецкая сказка. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.
Л.Н.Толстой «Детство». Характер главного героя
Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.
А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои
своего времени. Характер героев.
Поэтическая тетрадь.
Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко…». Отбор средств
художественной выразительности для создания картины природы.
А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом
стихотворении.
Е.А.Баратынский. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе
плывут над полями…»
Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…».
И.А.Бунин «Листопад». Картины осени. Сравнения, эпитеты.
Литературные сказки.
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Составление плана
сказки.
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного
произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.
П.П.Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям.
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям.
Деление текста на части. Составление плана.
Делу время – потехе час.
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени. В.Ю.
Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического
рассказа.
В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.
Страна детства.
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения.
Поэтическая тетрадь.

~ 27 ~

Учебная программа учебного предмета «Литературное чтение»
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева
«Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства». Сравнение произведений М.Цветаевой
разных лет.
Природа и мы. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.
А.И.Куприн «Барбос и Жулька».
М.М.Пришвин. «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок
Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана.
Проект «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь.
Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени. Д.Б.Кедрин «Бабье лето».
С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.
Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества.
Родина.
И.С.Никитин «Русь». Образ Родины. С.Д.Дрожжин «Родине».А.В.Жигулин «О,
Родина! В неярком блеске…»
Проект: «Они защищали Родину»
Страна фантазия.
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.
Зарубежная литература.
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.
Особенности их характеров.
Г.Х.Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.
Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебники:
Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.
Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1, 2 / (сост. Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1, 2 / (сост. Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1, 2 / (сост. Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.1, 2 / (сост. Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина).
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
Экранно-звуковые пособия.
Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию
обучения.
~ 28 ~


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».