Учебная_программа_Литературное_чтение_1-4_классы_УМК_Перспектива

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
1.
Пояснительная записка
Учебная программа по предмету «Литературное чтение» 1-4 классы разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ №373 от 06.10.2009 г. зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009
г., рег.№17785 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», введен в действие с 1
января 2010 года), фундаментального ядра содержания общего образования, основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ Сорской СОШ №1, с
учетом тематического планирования, предложенного авторами УМК «Перспектива»
Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г.
Цели:

развитие
художественно-творческих
и
познавательных
способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех
видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и
рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
умением в системе образования младших школьников; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы;

обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование
представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на
личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:

развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на
прочитанное,

учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое мышление,

развивать поэтический слух,

формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей,

обогащать чувственный опыт ребёнка,

формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
речевые умения.
Место учебного предмета в учебном плане МБОУ Сорской СОШ №1
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой
начального общего образования МБОУ Сорской СОШ №1 в объёме 448 ч. В 1 классе на
изучение литературного чтения отводится 40 ч, во 2—4 классах — по 136 часа.
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и
искусством Хакасии. В содержание уроков входит знакомство с творчеством известных
хакасских поэтов и писателей, предусмотрены коллективные и индивидуальные работы
краеведческой направленности.

~2~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»

2.
Общая характеристика курса
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе,
объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, —
изучение литературно художественных произведений и освоение речевых навыков и
умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого
навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех
остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность
обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных,
художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию
жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба,
справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста
эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы,
пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в
систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как
искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает
художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных
классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется
нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит
развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую
компетенцию — важное средство самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания,
создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на
уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых
умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей
огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна
изосновных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и
потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что
художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить
воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее
важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так
как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативноречевые умения.
Художественно-эстетический,
коммуникативный
и
нравственномировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно
расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с
окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства
через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем,
художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на
доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в
жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или
художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор
стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним,
~3~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими
переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным
ценностям.
3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовнонравственное воспитание учащихся. Литературное чтение как вид искусства знакомит
учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества,
способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям. Совершенствуется техника чтения, качество чтения,
особенно осмысленность.
Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами
(базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом
играет
эмоциональное
восприятие
произведения,
которое
способствует
совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции
позитивно и конструктивно.
4. Результаты освоения курса
1 класс
Личностные:
 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; ценности многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других
народов.
 Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и
освоение социальной роли обучающегося.
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
 Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
 Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления.
 Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
 Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач.
 Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).
 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого
~4~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и
письменной формах.
 Овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей.
 Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать
другие точки зрения.
 Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и
произносим,
буквы
видим
и
пишем).
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в
процессе изучения всего программного материала.
2 класс
Личностные результаты:
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к
окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку
литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные
моменты школьной действительности;
 мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического
наслаждения;
 первоначальные
представления
о
нравственных
понятиях
(«добро»,
«доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ»,
«приятель»), отраженных в литературных произведениях;
 умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других
вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как
найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
 умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
 умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям
литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой
своей страной; любить свою страну.
 умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл
возникновения книг на земле;
 умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под
руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные
поступки как хорошие или плохие;
 способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
 стремление к успешной учебной деятельности;
 умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе
диагностической работы, представленной в учебнике.
Обучающиеся 2 класса получат возможность для формирования:
 умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность,
верность слову;
 умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой
совестью;
~5~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»


умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с
реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Метапредметные результаты:
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут
являться умения:
 ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в
содержании учебника;
 знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
 предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения
будут рассматриваться в данном разделе;
 понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух
возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые
предстоит ответить при чтении содержания раздела;
 принимать
позицию
читателя
и
слушателя
в
соответствии
с
решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
 проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе
диагностической работы, представленной в учебнике.
Обучающиеся 2 класса получат возможность для формирования:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему
вопросов,
рассматриваемую на уроке;
 составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
 умения работать в соответствии с заявленным планом;
 умения
корректировать свою деятельность в соответствии с возможно
допущенными ошибками;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения задания.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут
являться умения:
 самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником
информации; находить заданное произведение разными способами;
 выделять в тексте основные части; определять микро темы, создавать устные
словесные иллюстрации на основе выделенной микро темы;
 группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
 сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе
алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и
родителей.
Обучающиеся 2 класса получат возможность для формирования:
 умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять
свое высказывание;
 самостоятельно составлять план
к прочитанному или прослушанному
произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут
являться умения:
 задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
 следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной
творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с собственным мнением.
~6~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
Обучающиеся 2 класса получат возможность для формирования:
 составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
 умения владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской
деятельности») будут являться следующие умения:
 читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии
с индивидуальным темпом;
 самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
 под руководством учителя определять главную мысль произведения;
 задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному
или прослушанному произведению;
 пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного
под руководством учителя;
 характеризовать героя произведения под руководством учителя (Кто он?
Какой он?);
 делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы,
озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
 находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
 Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
 Сравнивать прозаический и поэтический текст;
 Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения,
выраженные в репродукции картин известных художников.
Обучающиеся 2 класса получат возможность для формирования:
 читать текст про себя и понимать прочитанное;
 самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной
пословицы;
 задавать самостоятельно
вопросы по прочитанному или прослушанному
произведению;
 самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
 пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
 самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев
одного произведения;
 находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть
выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с
заданными параметрами.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского
чтения») будут являться следующие умения:
 характеризовать представленную на выставке книгу;
 умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам
и под руководством учителя;
 Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке
Обучающиеся 2 класса получат возможность для формирования:
 Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
 Самостоятельно составлять аннотацию;
 Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
 Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.
~7~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая
пропедевтика») будут являться следующие умения:
 Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о
животных;
 Характеризовать героя произведения;
 Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство
создания образа;
 Отличать произведения живописи и произведения литературы;
 Отличать прозаический и поэтический текст;
 Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю
свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
 Находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
 Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной
выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.
Обучающиеся 2 класса получат возможность для формирования:
 Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять
отличительные особенности;
 Выявлять особенности героя художественного рассказа;
 Выявить особенности юмористического произведения;
 Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
 Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова,
которые помогают увидеть эти картины;
 Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Результатом
формирования
предметных
умений
(раздел
«Творческая
деятельность») будут являться следующие умения:
 Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными
произведениями;
 Читать
стихотворение, передавая настроение с помощью различных
выразительных средств;
 Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства
выразительности
Обучающиеся 2 класса получат возможность для формирования:
 Умения
выразительно
читать,
выявляя
авторское
отношение
к
изображаемому, передавать настроение при чтении;
 Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
 Умения писать отзыв на книгу.
3 класс
Личностные результаты
К окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку
литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты
школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
 мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического
наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе
как источнику получения информации;
 первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность»,
«верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
 умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что
значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
~8~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»


умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки
героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
 способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных
критериев или образца.
Метапредметные результаты.
Результатомформирования регулятивных универсальных учебных действий будут
являться умения:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов,
рассматриваемую на уроке;
 составлять возможный план решениявопросов совместно с учителем;
 учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с
заявленным планом;
 умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными
ошибками;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения задания. Результатом формирования познавательных
универсальных учебных действий будут являться умения:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебнойи справочной литературы;
 устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание
(пересказ); собственное высказывание по аналогии;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
 умение находить необходимыесловав тексте; на основе опорных слов составлять свое
высказывание;
 самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению;
на основе плана самостоятельно представлять героев, событие, результатом
формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться
умения:
 составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
 умения владеть монологической и диалогической формами речи
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.Договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
 понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных
этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование
потребности в систематическом чтении;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про
себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и
учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
 использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
~9~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»









текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить
текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства
выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом
уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование–создание
текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание–
характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по
иллюстрациям, на основе личного опыта.

4 класс
Личностные результаты
 1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России.
 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
 3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
 Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения.
 Формирование эстетических чувств
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
 Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной,
гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить
выходы из спорных ситуаций.
 Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной форме.
 Активное использование речевых средств для решения познавательных и
коммуникативных задач.
 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения.
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений.
~ 10 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»





Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество;
книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между
предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.

Предметные результаты
 Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
 Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
 Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
 Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и
литературы народов многонациональной России.
 Осознание значимости систематического чтения для личностного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности
обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом
чтении.
 Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев.
 Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий.
 Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и
алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты
своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
5. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
К концу 1 класса обучающийся научится:
 выполнять плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с
изученными звуками и обозначающими их буквами.
 давать ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
 составлять устный рассказ по картинке, делатьподробный пересказ текста;
 заучивать наизусть небольшие стихотворения;
 высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений;
 соотносить авторов, названий и героев прочитанных произведений;
 уметь различать рассказы и стихотворения;
Обучающийся получит возможность научиться:
 пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании,
обращении друг к другу и взрослым;
~ 11 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»







выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать
разговор репликами и вопросами;
проводить звуковой анализ слов;
различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и
твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв
(е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и
пишем);
признаки гласных и согласных звуков.

К концу 2 класса обучающийся научится:
 понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов;
 читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без
учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
 пересказывать текст;
 делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
 составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения;
 читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
 создавать небольшой устный текст на заданную тему;
 приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
 различать
жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),
различать сказки народные и литературные.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
 различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный
лист, иллюстрация,
аннотация);
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг;
 высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
 самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
 работать с разными источниками информации (словарями, справочниками).
К концу 3 класса обучающийся научится:
 читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух и про себя;
 читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
 определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
 пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
 самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами,
темами, жанрами, писателями;
 понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному
исмысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется
речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
 использовать в речи средства интонационной выразительности;
 овладевать способом чтения «по догадке»;
 делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на
текст;
 определять тему и главную мысль произведения;
 соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых
оновыражено автором;
~ 12 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»




озаглавливать иллюстрации и тексты;
составлять простой план произведения;
ставить вопросы к прочитанному;

Обучающийся получит возможность научиться:
 работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
 отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
 пользоваться справочной литературой;
 работать с толковым словарем;
 выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах;
 самостоятельно делать подборку книг на заданную тему;
 выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор,
 звукопись, и определять их функции в художественной речи;
 выделять художественные особенности сказок, их структуру;
 готовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть
 приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;
 освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины, произнесение
реплики
 героя с использованием мимики, развернутой драматизации;
 составить диафильм к небольшому тексту;
 принимать участие в конкурсе чтецов;
 составлять собственные высказывания на основе прочитанного
К концу 4 класса обучающийсядолжен владеть:
I полугодие. Осознанное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с
использованием интонации, соответствующей строению предложений, логического
ударения, тона и темпа речи, с помощью которых, ученик выражает понимание смысла и
свое отношение к прочитанному. Темп чтения вслух незнакомого текста 80-90 слов и
выше. Осознанное чтение про себя.
II полугодие. Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех
необходимых норм, с использованием средств
выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
Темп чтения вслух незнакомого текста – 90 слов и выше. Осознанное чтение про себя
любого по объему и жанру текста. Темп чтения про себя к концу обучения в начальной
школе – на 50 слов и более слов
выше, чем при чтении вслух.
Формирование приемов понимания прочитанного.
Развитие умений:
- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
- прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
- проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное
формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозировать возможных ответов,
самоконтроль);
- устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой
план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и
самостоятельно;
- находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Выпускник научится:
- при чтении доступных им художественных текстов владеть рядом приемов понимания
прочитанного;
- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
~ 13 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
-

самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать
вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
- формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
- составлять простой и сложный план;
- пересказывать текст по плану.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;
- назвать героев произведения, увидеть в тексте образы-персонажи, описания природы и
интерьера;
- видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ-персонаж (портрет,
детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова
роль пейзажа и описания интерьера в тексте;
- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
- представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать
прочитанное.
6. Содержание учебного курса
1 класс
Обучение грамоте и развитие коммуникативно-познавательных способностей
В период обучения грамоте дети получают первоначальные представления о
различных формах общения: реального (людей друг с другом) и условного (с миром
природы и вещей), сравниваются словесные и несловесные формы общения. Обращается
внимание на значение жестов, мимики, выразительных движений, интонации общения,
рисунков, осмысливается роль знаков в общении.
Главное внимание отводится обучению чтению и письму как письменным нормам
речевого общения. Параллельно идет совершенствование устных форм общения, умений
слушать и говорить, активно развивается диоматический слух учащихся.
Подготовительный период обучения
Устная форма общения. Актуализация опыта общения ребенка со сверстниками и
взрослыми.
Осмысление диалоговой формы речевого общения, выработка практических
умений: слушать собеседника, проявлять к нему интерес, поддерживать диалог
репликами; находить и отбирать соответствующие слова для выражения собственных
мыслей.
Наблюдение за тем, какова роль жестов, мимики, движения, а также интонации и
темпа речи в общении людей; культура общения.
Первоначальные представления о значении жеста. Распознавание значений
отдельных жестов героев сказок, многозначность жеста в различных ситуациях общения.
Условное общение с предметами (игрушки, предметы быта, учебные
принадлежности и др.). Разыгрывание сценок из воображаемой жизни вещей.
Игры со словом «Мы узнаем мир по именам». Называние имен предметов
окружающего мира.
Введение в речь детей слов, обозначающих предметы, их качества, действия,
назначение, функцию предмета; умение различать и употреблять слова, называющие
отдельные предметы (роза, ландыш и др.), и обобщающие слова (цветы, растения и др.).
Общение с миром природы. «Оживление» мира природы: придумывание с
помощью учителя сценок из воображаемой жизни растений и животных; наделение героев
определенными качествами (добрый, ласковый, сердитый и т. д.).
~ 14 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
Устное описание и сравнение различных видов животных, растений и птиц,
изображение поз, действий и повадок животных с помощью жестов, пластики движений,
изобразительных действий и рисунков.
Слово в речевом общении. Осмысление номинативной функции слова.
Представление о слове как имени вещи, предмета; о слове как имени собственном.
Различение слов, обозначающих живые существа и неодушевленные предметы.
Упражнения на классификацию слов.
Активное введение в речь слов и словосочетаний, обозначающих предметы
окружающего мира, действия животных, характеризующих их внешний облик.
Устная форма общения. Речь.
Развитие диалогической и монологической речи в различных ситуациях общения.
Умение вступать в диалог со сверстником и учителем: слушать и понимать
вопросы собеседника, соотносить с ними свои ответы, корректировать содержание своих
ответов в соответствии с репликами и вопросами партнера по общению.
Умение ориентироваться в ситуации общения: понимать, что, зачем, кому и как
говорить в различных ситуациях — на уроке, на перемене, в семье; умение пересказать
небольшой текст, озаглавить его.
Культура речи. Формирование умений воспринимать на слух и воспроизводить все
звуки речи: различать на слух и верно употреблять сходные звуки [с—ш, с—з, ш—ж, п—б
и др.]; отчетливо произносить слова, четко их артикулируя; воспроизводить скороговорки,
потешки, песенки с различными речевыми задачами в заданном темпе, с различной силой
голоса, в сочетании с ритмическими движениями.
Упражнения в произношении отдельных слов и предложений в определенном
темпе; умение воспроизводить предложения с различной интонацией в зависимости от
речевой задачи.
Развитие фонематического слуха у детей на всем диапазоне звуков русской речи в
звуковых играх и в речевых ситуациях.
Слово в речевом общении.
Обогащение и активизация словаря учащихся в учебно- познавательной и игровой
деятельности.
Упражнения в различении конкретных лексических значений слов и обобщенных
наименований — родовых и видовых названий: растения (деревья, кусты, цветы;
васильки, ромашки) и т. д.
Упражнения в правильном использовании наречий (без терминологии),
указывающих на пространственное размещение объектов (слева, справа, вверху, внизу и т.
д.), в дифференцировании слов, обозначающих в какой-то мере сходные предметы (берет,
кепка) или качества (синий, голубой), в различении простейших случаев многозначности
слов на основе наглядно-образных моделей; упражнения в подборе синонимов,
антонимов, в умении называть одно и то же лицо по-разному в зависимости от различных
точек зрения и ситуаций общения (например, отец — по родству, шофер — по профессии
и т. д.).
Наблюдение за свойством слова обозначать все, что окружает человека.
Практическое различение частной и общей предметной отнесенности путем
сопоставления имени одного человека (собственного имени) и имени (нарицательного)
целой группы однородных предметов (стол, дом и т. д.).
Разведение понятий «предмет» и «слово как название предмета». Упражнения в
наименовании предметов, относящихся к миру людей, природы и вещей. Игры—
соревнования в подборе слов, обозначающих действия и признаки предмета.
Наблюдение за использованием в речи слов, называющих предметы живого
(одушевленные) и неживого (неодушевленные) мира.
~ 15 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
Предложение.
Развитие умения правильно строить простые предложения, составлять
определенное количество предложений по картине или серии картин. Обучение умению
составлять простейшие тексты по предложенному рисунку, а также на основе впечатлений
от увиденного, услышанного, прочитанного.
Первоначальное представление о таких элементах языка, как звуки и буквы, слово
и предложение, а также правилах графики и орфографии.
Звуки и буквы. Различение гласных и согласных звуков, обозначение буквами е, ё,
ю, я йотированных (слитных) гласных звуков в начале слова, после гласных звуков и
мягкого и твердого знаков; обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью
мягкого знака (ь) и букв я, и, ю, е, ё; перенос слова по слогам.
Слог. Ударение.
Построение акцентно-графической схемы слов; выделение ударного слога. Деление
слов на слоги. Слого-звуковой анализ слов.
Алфавит, его значение.
Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу; письмо слова с непроверяемым
написанием (учение, учитель, фа¬милия, пенал и др.); разделительные твердый и мягкий
знаки.
Слово. Слова как названия (имена) предметов окружающего мира, их свойств и
действий.
Умение различать звуковую, буквенную формы слова и его содержание (значение)
на основе двусторонней наглядно- образной модели слова.
Деление слов-названий на собственные и нарицательные. Большая буква в
собственных именах людей, кличках животных, названиях городов и улиц.
Деление слов-названий, обозначающих живые (одушевленные) и неживые
(неодушевленные) предметы, по вопросам кто? что?
Первые наблюдения за использованием в речи антонимов (холодный — горячий и
др.) и синонимов (ребенок, дитя и др.).
Группировка слов (с помощью учителя) по темам, ориентирующая на значение
слова: «Человек» (семья, внешний вид, качества человека), «Наш дом» (квартира,
бытовые приборы), «Наш город» (улица, почта, транспорт, магазин, театр, библиотека,
школа, спорт), «Природа» (времена года, растения, животные).
Классификация слов по вопросам кто? что? какой? какая? какое? какие? что
делает? что делал? что сделает? что сделал? Выявление (с помощью учителя)
классифицирующих (обобщенных) признаков предметности, качества и действия.
Предложение. Объединение слов в предложения и выделение предложения в
коммуникативной ситуации. Интонационное оформление предложений.
Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или
восклицательный знак в конце предложения.
Простейший структурно-смысловой анализ предложений: выделение и называние
предмета речи (кто это? что это?) и того, что о нем сообщается (что делает? что сделает?).
Установление связи между словами в предложении.
Наблюдение за взаимосвязью порядка слов в предложении и его смыслом.
Предложения составляются устно: Мы пойдем на елку (а не в театр); На елку пойдем мы
(а не они).
Круг детского чтения. Тематика
Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки,
сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.
Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям,
общению с природой и миром живот ных. Учащиеся перечитывают произведения
~ 16 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н.
Носов).
Тематический блок включает юмористические стихи, рас сказы, сказки, а также
научно-познавательные тексты.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
Развитие навыка чтения.
Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами
слогового чтения многосложных и трудных слов.
Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания
прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов
без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.
Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
Полные ответы на вопросы по содержанию текста.
Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение)
ребенка.
Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.
Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или
вопросы.
Формирование умения сосредоточиться на чтении текста. 3. Воспитание культуры
речи и чтения.
Формирование умения слушать собеседника.
Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно
произносить слова в устной речи и при чтении.
Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию
различных типов предложения.
Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.
Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику
и взрослому.
Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов
при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.
2 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование.
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух.
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и
перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к
осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в
словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей
читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать
звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение
небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения;
понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к
прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с
речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением
знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
~ 17 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
Чтение про себя.
Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных
по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов
контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте,
используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения
высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление
причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной
мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде
назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно
сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по
опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе
логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов
разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным
текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении.
Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего
вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём
говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и
различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и
сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси
и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная,
справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист,
аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой
на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и
научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением.
Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально
откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания
(воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств
~ 18 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение
слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с
использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и
иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных
иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его
поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного
текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих
слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с
помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и
выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка
выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора
(потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в
литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев,
нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовнонравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературнохудожественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло,
достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на
примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему
миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому
того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их
в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти,
недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей,
доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме,
неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят
свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на
чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из
беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать
своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание
подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача
информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин,
легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с
простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые
~ 19 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение
главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются
высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать
вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним
вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование
норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе
фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный
вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача
прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале,
затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с
целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам,
прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности
изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи).
Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение
в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и
корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или
прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о
случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
3 класс
Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование.
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать
на
вопросы
по
содержанию
услышанного
произведения,
определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать
вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведению.
Чтение вслух.
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и
перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к
осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в
словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей
читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать
звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение
небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения;
понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение
читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя
в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов.
~ 20 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
Чтение про себя.
Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений,
доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование
приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на
вопросы.Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте,
используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.Понимание
особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном –и
их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.Самостоятельное
определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных
связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части
и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из
текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания.
Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно
составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и
точности изложения событий. Составление текстов разного
типа:
описание,
рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному
образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с
разными видами информации.Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать
на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные
материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего
вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём
говорили собеседники, основная мысль беседы).Сравнение художественных и научнопознавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в
общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить
читателю).
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на
Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книгаучебная, художественная,
справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист,
аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой
на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).Типы книг
(изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Выбор книг на
основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в
библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой.Определение (с помощью учителя)
особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов
(сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением.
Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально
откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием.Определение особенностей художественного текста, понимание цели его
создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных
средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное
значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные
писателем.Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения
~ 21 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
(эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по
рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов,
созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных
текстов. Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ
его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного
текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих
слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа
текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и
выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.Сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков
героев; их обобщение и формулировка выводов.Заучивание наизусть небольших
стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок,
загадок).Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в
литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев,
нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовнонравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий,
раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость,
дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения
этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе,
окружающему миру.Размышление о законах нравственно-духовного общения людей:
не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя;
умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма,
зависти,
недоброжелательности.
Схожесть
сюжетов, поступков
литературных
персонажей,
доказывающих
неэффективность общения, основанного на вражде,
агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.Умение приводить
примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с
друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви,
терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат
своё слово, избегают нечестности и обмана.Понимание хороших и плохих поступков
героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ
своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям
литературных произведений
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения
классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и
зарубежной литературы XIX—XXвв., классиков детской литературы, произведения
современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для
восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные,
исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские
периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных
для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для
совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки,
сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи;
мифы и былины). Основныетемы детского чтения: фольклор разных народов,
произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших
меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.Общие для
каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка»,
предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр»,
~ 22 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
«Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где
проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Нахождение в тексте и
практическое различение средств выразительности, используемых в художественной
речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с
помощью учителя). Ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки,
мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).Общее представление о
композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж,
портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).Прозаическая и
стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и
авторские художественные произведения (различение). Малые фольклорные жанры
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки,
загадки) — узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые,
волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные
средства, построение. Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня —
общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным
произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения;
придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов
учителя). Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям,
инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование
различных способов работы с деформированным текстом (установление причинноследственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении
действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на
основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

4 класс
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
1. Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
2. Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
3. Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовнонравственная деятельность.
4. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы- «Виды речевой деятельности. Культура речевого
общения»- ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой
деятельности: умение читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды
речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие
протекает во внутри плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно
переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах
слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умение интонационно объединять
слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое
обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение,
наращивают скорость чтения(беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе
указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание
~ 23 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
прочитанного текста и. как следствие, успеваемость ребенка по всем другим предметам в
начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не
менее 70-80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и
комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и
работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь(высказывание),
основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать,
выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить(высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на
них, вести диалог и строить монолог)обеспечивается включением в содержание
литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях
общения(кто, что и кому говорить? Как и зачем?). учащиеся учатся ставить перед собой
цели (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание ,
оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках
литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать
изложение и небольшие сочинения на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи,
совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет
обучения в начальной школе.
Следующий раздел - «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная
деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений
при работе с текстами произведений(деление текста на части, подбор к ним заглавий,
составление плана, умение кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение
главного и формулирование его своими словами), а также решение различных
коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение
различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование),
формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные,
научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе
общения. Учащиеся будут наблюдать. Как изменяются цели общения при создании
художественного и познавательного текста (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовнонравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической
деятельности. Формирование нравственно-эстетических представлений и активизацию
творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут
учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных
текстах, понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и
художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и
научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомства детей не только с лучшими образцами
художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
7. Материально-техническое обеспечение
Учебники
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник.1
класс. В 2 ч.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение.Учебник.2
класс. В 2 ч.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение.Учебникс
приложением на электронном носителе. 3 класс. В 2 ч.
~ 24 ~

Учебная программа предмета «Литературное чтение»
- Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М. В.Литературное чтение. Учебникс
приложением на электронном носителе.4 класс. В 2 ч.
Пособия для учащихся
- Литературное чтение: Творческая тетрадь:1 класс/ Климанова Л.Ф.,Коти Т. Ю.
- Литературное чтение:Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс/
Климанова Л.Ф.,Коти Т. Ю.
- Литературное чтение: Творческая тетрадь:2 класс/ Коти Т. Ю.
- Литературное чтение: Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 2 класс/
Климанова Л.Ф.
- Литературное чтение: Творческая тетрадь:3 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.
Виноградская Л.А.
- Литературное чтение:Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс/
Климанова Л.Ф.,Коти Т. Ю.
- Литературное чтение: Творческая тетрадь:4 класс/ Коти Т. Ю.
- Литературное чтение:Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс/
Климанова Л.Ф.,Коти Т. Ю.
Методические пособия
- Литературное чтение: Уроки чтения:1 класс/ Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.
- Литературное чтение: Уроки чтения:2 класс/Бойкина М.В.
- Литературное чтение: Уроки чтения:3 класс/Бойкина М.В.
- Литературное чтение: Уроки чтения:4 класс/Бойкина М.В.
Экранно-звуковые пособия.
Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения:
1. «Уроки Кирилла и Мефодия».
2. Электронное сопровождение к учебнику «Литературное чтение», 1-4 классы

~ 25 ~


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».