Учебная_программа_Изобразительное_искусство_1-4_классы

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
1.
Пояснительная записка
Учебная программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный
труд» 1 – 4 классы разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ №373 от 06.10.2009
г. зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г., рег. №17785 «Об утверждении и
введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования», введен в действие с 1 января 2010 года),
фундаментального ядра содержания общего образования, основной образовательной
программы начального общего образования МБОУ Сорской СОШ №1, с учетом
тематического планирования, предложенного автором учебника «Изобразительное
искусство» Неменской Л.А. (под редакцией Б.Н.Неменского)
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части
культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти
ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством,
должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души
ребенка.
Задачи:
 развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности;
 воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства.
 освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; знакомство с образным языком
изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
 овладение
умениями
и
навыками
художественной
деятельности,
разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти,
представлению, воображению);
 формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности
воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место учебного предмета в учебном плане МБОУ Сорской СОШ №1.
Согласно основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ Сорской СОШ №1 на изучение предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд» в каждом классе отводится по 135 часов, из них в 1 классе 33
часа, во 2-4 классах по 34 часа.
2.
Общая характеристика курса.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный
характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных
искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративноприкладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются
2

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими,
искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве
хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в
этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача
показать разницу их социальных функций:
изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему
отношения, эстетического переживания его;
конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды;
декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий
коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной
деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения,
Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и
понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать
искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем
миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и
ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения;
освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно
значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в
роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли
зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся
осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки,
уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы),
инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники
(аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует
3

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве
восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы
происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов.
Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий,
поиск разнообразной художественной информации.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным
условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником развития образного
мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве
двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и
развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и
переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих
собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями
освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности
самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на
основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают
обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.
Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей
со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт
ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре
программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с
присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с
работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а
также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и
конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных
материалов.
Тема 2 класса —
«Искусство и ты». Художественное развитие ребенка
сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на
художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении
реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственновизуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль
играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и
4

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают
окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных
народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления
о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием
народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует
взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная,
красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания,
подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания
каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и
литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной
творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам;
индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего
панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться,
ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом
относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для
дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это
подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного
ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную
картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов
коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством
приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности —
форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура
материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи
с музыкой, литературой, историей, технологией.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать
искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к
природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники
знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи,
графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное
5

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной
культуры своего народа.
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического
пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего
человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот
человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с
культурой, искусством. природой родного края. Учебная программа предусматривает
реализацию регионального компонента в темах каждой ступени обучения:
1 класс
№
Тема урока
Региональный компонент
Мастер изображения учит видеть.
Р/к «Родной город»
1
2
3
4
5
6
7
8

№
1

2
3
4
5
6
7

№
1
2

Урок-экскурсия
Мир полон украшений. Уроклюбование.
Красоту надо уметь замечать.
Урок- игра
Узоры на крыльях. Урок- сюрприз
Украшения птиц. Урок любование
Постройки в нашей жизни. Урокэкскурсия
Р/к «Город, в котором мы живем».
Урок-экскурсия
Праздник весны. Разноцветные
жуки. Урок- игра.

2 класс
Тема урока

Р/к «Красота родной земли»
Р/к «Природа Хакасии»
Р/к «Бабочки Хакасии»
Р/к «Птицы Хакасии»
Р/к «Постройки нашего города»
Р/к «Город, в котором мы живем».
Р/к «Насекомые Хакасии»

Региональный компонент

Три основных цвета. «Цветочная
поляна».
«Осенний лес» (пастель, мелки,
акварель, их выразительные
возможности)
«Звери в лесу». (Работа в объёме)

Р/к «Цветы Хакасии»

Изображение и реальность.
«Наши друзья птицы».
Постройка и фантазия
«Городок-коробок» построение
развертки.
Изображение характера человека:
женский образ.
Цвет как средство выражения:
тихие и звонкие цвета.
«Весенняя земля».

Р/к «Птицы Хакасии»

3 класс
Тема урока
Твоя книжка.
Наследие предков: памятники

Р/к «Природа Хакасии»

Р/к «Животные Хакасии»

Р/к «Дома в нашем городе»

Р/к «Национальный костюм»
Р/к «Природа родного края»

Региональный компонент
Р/к «Художники-графики Хакасии»
Р/к «Памятники архитектуры Абакана»
6

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»

3
4
5
6
7
8
9
10

№
1
2
3
4
5

архитектуры
Витрины магазинов.
Парки, скверы, бульвары
Труд художника на улицах твоего
города (обобщение темы)
Художник и театр.
Театр кукол. Голова куклы.
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство:
картина-пейзаж.
Картины исторические и бытовые.

4 класс
Тема урока
«Пейзаж
родной
земли».
Гармония жилья и природы.
Народные праздники.
Искусство народов гор и степей.
Все народы воспевают
материнство.
Герои, борцы и защитники.

Р/к «Оформление магазинов города»
Р/к «Городской парк»
Р/к «Мой город»
Р/к «Хакасский драматический театр»
Р/к «Хакасский кукольный театр «Сказка»
Р/к «Городской музей им. Андрияшева»
Р/к «Художники Хакасии»
Р/к «Хакасия в творчестве Сурикова»

Региональный компонент
Р/к «Пейзаж родной земли».
Р/к «Национальный хакасский праздник»
Р/к «Хакасское национальное искусство»
Р/к «Образ матери в картинах хакасских
художников»
Р/к «Памятник героям в нашем городе»

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и
оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся
могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в
оформлении школы.
3.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное
развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и
патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с
искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой
стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным
условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего
7

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
отношения к действительности должно служить источником развития образного
мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру
человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна
быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого
опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств
художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению
— основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств,
освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев
жизни.
4.Результаты освоения курса.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство и художественный труд»
в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные
результаты характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД:
 Проговаривать последовательность действий на уроке.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
8

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
 Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по
изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в
учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие
задания.
Коммуникативные УУД
 Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения
или небольшого текста).
 Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
 Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следовать им.
 Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
9

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
 освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры
разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими
красоты природы, человека, народных традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и
традиционной культуры;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества
для современного общества;
 выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
5.Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник
научится», планируемые результаты повышенного уровня – в блоке «Выпускник получит
возможность научиться».
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
 различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно - прикладное
10

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»








искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего
мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться:
 воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и
содержание в знакомых произведениях;
 видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства,
архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в
театре);
 высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
 создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
 использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
 различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно-творческой деятельности;
 создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
11

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию
форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных
художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться:
 пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного
конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные
оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
 моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического
существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной
графики;
 выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции


Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
 осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
 выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к
ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы,
цветоведения, усвоенные способы действия;
 передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя,
предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё
отношение к качествам данного объекта.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться:
 видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
 понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;
 изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
 изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
Учащиеся 1класса должны знать/понимать:
 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
уметь:
 различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
12

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
 узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М.
Васнецов, И. И. Левитан);
 сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства);
 использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные
карандаши, бумага);
 применять основные средства художественной выразительности в рисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и
конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
 для самостоятельной творческой деятельности;
 обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
 оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении
выставки.
Учащиеся 2 класса должны знать/понимать:
 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные
сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия,
композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и
т.п.);
 основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и
света, цветовые отношения, выделение главного центра);
 простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и
т.д.;
 начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная
и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника
освещения;
 о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов,
промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
 начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и
их роли в жизни человека;
 начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении
домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
 роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
 о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать
художник);
 особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение
палитры.
уметь:
 высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративноприкладного искусства;
13

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
 стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму,
основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
 использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с
задачей и сюжетом;
 использовать навыки компоновки;
 передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание
более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им,
но удаленных и т.п.);
 применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать
художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить
поверхность в пределах намеченного контура;
 менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
 составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и
переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
 лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
 составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация,
коллаж)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
 для самостоятельной творческой деятельности;
 обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
 оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении
выставки.
Учащиеся 3 класса должны знать/понимать:
 отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного
искусства прошлого и настоящего;
 особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного
искусства;
 закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные
закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени,
элементы цветоведения, композиции;
 различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
 знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их
изобразительного искусства;
 роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его
переживаниями и опытом предыдущих поколений;
 названия наиболее крупных художественных музеев России;
 названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
 видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в
рисунках;
14

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
 выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить
подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы),
с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам
изображаемого сюжета;
 анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные
отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного
предмета с особенностями другого;
 пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании
на темы и с натуры;
 передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
 применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции,
штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи
действительности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
 для самостоятельной творческой деятельности;
 обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
 оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении
выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностноориентационной, рефлексивной.
Учащиеся 4 класса должны знать/понимать:
 основные виды и жанры изобразительных искусств;
 основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
 выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные
произведения;
 первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о
художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в
эстетическом восприятии работ;
 простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые
для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
 названия наиболее крупных художественных музеев России;
 названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
 применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой
деятельности;
 различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
 узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
 применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной
творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в
иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
15

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
 добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
 для самостоятельной творческой деятельности;
 обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
 оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении
выставки.
владеть
компетенциями:
личностного саморазвития,
коммуникативной,
ценностно-ориентационной, рефлексивной
6.Содержание курса
1 класс
Тема года — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
Ты учишься изображать
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту нужно уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объемная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
16

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны. Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

2 класс
Тема года: «Ты и искусство»
Как и чем работает художник?
Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли,
настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и
холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
17

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 класс
Тема года «Искусство вокруг нас»
Искусство в твоем доме.
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города.
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (обобщение темы).
Художник и зрелище.
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей.
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
4 класс
Тема года – «Каждый народ Земли – художник» (изображение, украшение,
постройка в творчестве народов всей Земли)
Истоки родного искусства
18

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
Пейзаж родной земли.
Деревня — деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои-защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
VII. Материально-техническое обеспечение
Литература:
Неменская Л. А. «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и
строишь» Учебник для 1 класса. М «Просвещение»
Коротеева Е.И. ИЗО. «Искусство и ты» Учебник для 2 класса. М «Просвещение»
Неменская Л.А. «Искусство в твоем доме» Учебник для 3 класса - Москва,
«Просвещение»,
Неменская Л. А.«Изобразительное искусство. Каждый народ — художник» Учебник
для 4 класса.– М. «Просвещение»
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного
искусства) Бушкова Л.Ю.
Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство
образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и
художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред.
Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007
19

Учебная программа предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд»
Технические средства обучения (ТСО)
Портреты русских и зарубежных художников
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц,
человека
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному
искусству
Экранно-звуковые пособия
Мультимедиа-проектор
Экран навесной
Презентации на CD или DVD-дисках:
— по видам изобразительных (пластических) искусств;
— по жанрам изобразительных искусств;
— по памятникам архитектуры России и мира;
— по стилям и направлениям в искусстве;
— по народным промыслам;
— по декоративно-прикладному искусству;
— по творчеству художников

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».